Арктика далекая и близкая / [Гос. обл. учреждение молодеж. политики «Центр граждан. и патриот. воспитания молодежи», Аркт. выст. центр «Атом. ледокол «Ленин», Мурм. гор. обществ. орг. «Ассоц. исследователей Арктики» ; авт.-сост.: В. Блинов, М. Орешета]. – Мурманск : Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи, 2012. – [10] с. : ил., портр.

3 декабря 1959 года - поднят государственный флаг на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». День рождения атомного ледокольного флота. 17 октября 1961 года - впервые дрейфующая полярная станция высажена на льдину с борта судна. Коллектив зимовщиков и экспедиционное оборудование станции «Северный полюс-10» доставил на льдину в Чукотском море атомоход «Ленин». 14 ноября - 1 декабря 1970 года - рейс атомохода «Ленин» с дизель-электроходом «Гижига» на трассе Мурманск-Дудинка-Мурманск. Первая продленная на зимний период навигация в Арктике. 26 мая - 22 июня 1971 года - сверхранний в то время высокоширотный переход по трассе Северного морского пути из Мурманска в порт Певек на Дальнем Востоке атомного ледокола «Ленин» и дизель-электрического ледокола «Владивосток». Март 1976 года - рейс атомохода «Ленин» с дизель-электроходом «Павел Пономарев», доставившим груз для газодобытчиков на мыс Харасавэй на полуострове Ямал. Вошел в исто­ рию как «Первый Ямальский экспериментальный». 25 апреля 1975 года - ввод в строй атомного ледокола «Арктика», первенца новой серии, насчитывающей сегодня 6 судов. 17 августа 1977 года - впервые в истории надводное судно в активном ледовом плавании достигло географической точки Северного полюса. Первопроходцем стал атомный ледокол «Арктика». Весна 1978 года - атомоход «Сибирь» совместно с ледоколом «Капитан Сорокин» провели в порт Дудинка транспортные суда «Павел Пономарев» и «Наварин», поставив финальную точку в первой круглогодичной навигации в Арктике. Май-июнь 1978 года-экспериментальный высокоширотный рейс из Мурманска на Дальний Восток атомного ледокола «Сибирь» и дизель-электрохода «Капитан Мышевский». Осень 1983 года - атомоход «Арктика» (на тот момент временно именовавшийся «Леонид Брежнев») в небывало тяжелых за весь XX век ледовых условиях в восточном районе Севморпути совместно с атомоходами «Ленин» и «Сибирь», ледоколами «Красин», «Адмирал Макаров», «Ермак» и другими обеспечил завоз необходимых грузов в порты и пункты Чукотки, а также вывел на чистую воду более 20 транспортных судов, которым грозила зимовка во льдах. 8 мая - 19 июня 1987 года - высокоширотная научно-практическая экспедиция на борту атомного ледокола «Сибирь», во время которой наряду с комплексными исследованиями Арктики была эвакуирована дрейфующая научная станция «Северный полюс-27» и органи­ зована новая - «Северный полюс-29». В промежутке между этими событиями атомоход «Сибирь» достиг географической точки Северного полюса. Август 1990 года - первый рейс атомного ледокола на Северный полюс с туристами на борту, который выполнил атомоход «Россия». Осень 1994 года - атомоходы «Россия» и «Ямал» вывели из ледового плена транспортные суда на востоке, задержавшиеся с поставками грузов для жителей арктического побережья. Ноябрь-декабрь 1998 года - беспримерное в истории Арктики зимнее плавание атомохода «Советский Союз», осуществившего проводку танкера «Уйкку» из Мурманска в Певек через всю трассу Северного морского пути, чтобы доставить топливо жителям Чукотки, оставшимся без снабжения на долгую полярную зиму. Август 2007 года - обеспечение атомным ледоколом «Россия» рейса в приполюсный район научно-экспедиционного судна «Академик Федоров», с борта которого опустились на дно в гео­ графической точке Северного полюса на глубину 4261 метр отечественные подводные аппараты «Мир-1» и «Мир-2». 14-26 августа 2010 года - атомные ледоколы «Россия», «50 лет Победы», «Таймыр» обеспечили транзитное плавание по всей трассе Северного морского пути от Мурманска до Берингова пролива танкера «Балтика» с небывало большой грузоподъемностью для Арктики - 100 тысяч тонн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz