Орехова, Е. А. К вопросу о религиозных сектах в колониях Мурманского берега во второй половине XIX-начале ХХ вв. / Е. А. Орехова // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск , 2011. - С. 88-92.

Е.А. Орехова К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТАХ ВКОЛОНИЯХ МУРМАНСКОГО БЕРЕГА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. С начала XVI в. Мурманский берег Кольского п-ова регулярно по­ сещался промышленниками и торговцами различных национальностей и вероисповеданий. Наиболее крупной религиозной группой здесь были пра­ вославные - выходцы из Русского Поморья, но в промыслах на Западном Мурмане активно участвовали также жители северных районов Норвегии и Финляндии - носители лютеранства. В настоящей публикации предполага­ ется рассмотреть религиозные группы, в той или иной степени, отделяв­ шие себя от официальной церкви (православной и лютеранской), а также место, которое занимали их члены среди колонистов Мурманского берега. Источником для рассмотрения данной темы служат, прежде всего, документы полицейского управления в г. Коле (рапорты становых поли­ цейских приставов о состоянии хозяйства стана)1 и церковного ведомства (клировые ведомости, отчеты приходских священников и благочинных)2. Впрочем, сведения, представляемые этими документами, довольно скуд­ ны. Если в клировых ведомостях указывается разновидность раскольниче­ ского толка, число и пол его приверженцев, то данные полиции ограничи­ ваются указанием количества и пола «раскольников». При этом речь в этих документах идет только о группах, выделившихся из православия. Информация о представителях нетрадиционных направлений лютеранства лишь эпизодически встречается в литературе второй половины XIX - на­ чала XX вв., посвященной описанию Мурманского берега. Определить их принадлежность к конкретной «секте» можно лишь по косвенным призна­ кам3. К середине XIX в. религиозные нужды православных - рыбопро- мышленников-поморов и саамов на Мурманском берегу удовлетворяли две церкви и несколько часовен. Регулярные богослужения (на престольные праздники) проводились только в церквях. С началом колонизации на Мурмане активизируется церковное строительство, организуются ежегод­ 1 Государственный архив Мурманской области (ГАМО). - Ф. И-21, И-24, И-26, И-27, И-28, И-30. 2 ГАМО. - Ф. И-16.Ф. И-17. 3 Островский Д.Н. Заметки о Мурманских поселениях. (Из отчета коллежского секре­ таря Островского, командированного на Мурман МИД в Финнмаркен и Архангель­ скую губернию в 1880 г.) // Материалы для разработки вопросов касающихся Севера России. Выпуск первый. Мурман и Беломорские порта. - СПб., 1881. - С. 15; Мате­ риалы по статистическому исследованию Мурмана, - Т. 2. Выпуск 2. Описание ко­ лоний на запад от Кольской губы до границ Норвегии. - СПб., 1903. - С. 15. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz