Орехова, Е. А. К вопросу о религиозных сектах в колониях Мурманского берега во второй половине XIX-начале ХХ вв. / Е. А. Орехова // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск , 2011. - С. 88-92.

рые доказательно нуждаются в оном по болезни». Нарушители облагались штрафами: 15 руб. в первый раз, 30 руб. во второй раз и 60 руб. в третий раз, «каковые деньги будут разделены поровну между доносителем и бед­ ными» '. Одной из главных причин успешного развития колонии Земляной Д.Н. Островский называл именно принадлежность ее жителей к «религи­ озной секте, не допускающей употребления крепких спиртных напитков»2. Впрочем, прямо лестадианство упоминается лишь в описании исто­ рии колонии Ура-губа, приведенном членами Статистической партии 1899 г. По их сообщению там некоторое время существовала секта, «похо­ жая на лестадианство», в которой участвовали несколько человек, в основ­ ном фильманов (саамов-лютеран). Во время молитвенных собраний ее члены не только читали и пели, но и «танцевали, кружились, приходили в экстаз»3. Это описание, однако, более соответствует богослужениям у «Крикунов» («Cuorvut»). Движение «Крикунов» получило свое название из практики «кочевых» проповедников убеждать людей каяться во время проповеди в полный голос. Также в этой среде практиковалась экстатиче­ ская проповедь4. «Крикуны» были влиятельны среди саамов Финнмарка, часть из которых переселилась на Западный Мурман в середине XIX в., и впоследствии осела в финляндских колониях. Итак, влияние нетрадиционных течений лютеранского происхожде­ ния в отдельных колониях Западного Мурмана было довольно сильным и длительным. Это были организованные группы с авторитетными лидера­ ми, способными принимать общие решения и влиять на жизнь отдельных поселений. На этом фоне существование представителей старообрядческих толков в населенных пунктах Мурмана практически незаметно. Их сто­ ронники были малочисленны, и влияния на местное колонистское населе­ ния не оказывали. Выяснение причин такого положения дел должно соста­ вить тему самостоятельного исследования. 1 ГААО.-Ф. 71 ,-Оп. 1 . -Т . 1 . -Д . 172.-Л. 78-83. 2 Островский Д.Н. Заметки о Мурманских поселениях. (Из отчета коллежского секре­ таря Островского, командированного на Мурман МИД в Финнмаркен и Архангель­ скую губернию в 1880 г.). - С. 15. 3 Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т. 2. Вып. 2. - С. 15. 4 Theorizing religions past: Archaeology, history, and cognition / Ed. by H. Whitehouse & L.H. Martin. - Oxford, 2004. - P. 183. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz