Орехова, Е. А. К вопросу о религиозных сектах в колониях Мурманского берега во второй половине XIX-начале ХХ вв. / Е. А. Орехова // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск , 2011. - С. 88-92.

вали православные службы1. Среди постоянного населения колоний число представителей рас­ кольнических толков было мизерным. Во второй половине 1890-х гг. среди жителей Печенгских колоний упоминаются две - три женщины, принад­ лежавшие к «ароновской секте»2. На Восточном Мурмане - в колонии Гаврилово, также в 1890-х гг., проживали представители двух радикально различных по взглядам на брак толков - «один старик новожен и три ста­ рухи федосеевки»3. Более влиятельны в колониях были представители течений, выде­ лившихся из евангелическо-лютеранской традиции. Хотя первоначально лестадианство распространялось среди кочевого саамского населения Финляндии и Норвегии, после событий в Каутокейно 1852 г. его основны­ ми носителями стали финноязычные жители Лапландии - «квены». Крат­ кие описания населения ряда колоний Западного Мурмана, населенных по преимуществу выходцами из Финляндии - Земляная, Ура-губа, Червяная и Вайда-губа, позволяют отнести, по крайней мере, часть их жителей к по­ следователям лестадианства4. Резкое неприятие алкоголя или, как выражался сам Л. Лестадиус - «дракона ликера», оставалось характерной чертой лестадиан даже в 1870-х гг., когда торговля «норвежским ромом» на Мурмане приняла поч­ ти катастрофический характер. В 1872-1873 гг. общинные собрания коло­ ний Земляная, Ура-губа, Червяная и Вайда-губа, при посредничестве ко­ мандированного на Мурманский берег пастора Й.Фр. Таувона, обратились к архангельскому губернатору с просьбой утвердить их решения, «касаю­ щиеся пагубной торговли ромом, производимой в помянутых поселениях в значительных размерах и грозящий поселенцам совершенным разорени­ ем». Собрания предлагали запретить эту «пагубную торговлю». Ром до­ пускался к употреблению только «как лекарство» и должен был храниться у выборного смотрителя, которому дозволялось иметь у себя не более двух бочонков в год. Из них он мог продавать ром «только таким лицам, кото­ 1 ГАМО. - Ф.И-17. - Оп. 1. - Д. 24. - JI. 4-4об. Примечательно, что часовня была по­ строена колонистами без разрешения церковных властей, на собственные средства и пожертвования. 2 ГАМО. - Ф.И-16. - Оп. 1 .-Д . 150.-Л . 14 об.; Ф.И-17.-Оп. 1 .-Д . 103.-Л . 101 об.; Ф.И-17. - Оп. 1. - Д. 124. - Л. 15 об.; Ф.И-73. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 12 об.; Ф.И-73. - Оп. 1 .-Д . 7 .-Л . 130 об. 3 Там ж е,-Ф .И -17 .-О п . 1 .-Д . 124 .-Л .9 1 об. 4 А.П. Рыбачий полуостров: Воспоминания о поездке на Ледовитый океан. // Русский вестник. - 1876. - № 9. - С. 54; Островский Д.Н. Заметки о Мурманских поселениях. (Из отчета коллежского секретаря Островского, командированного на Мурман МИД в Финнмаркен и Архангельскую губернию в 1880 г.). - С. 15; Березников В.А. По­ ездка по Норвежской Лапландии в 1894 г. В.А. Березникова, Императорского Рос­ сийского Консула в Гаммерфесте. - СПб., 1897. - С. 34; Материалы по статистиче­ скому исследованию Мурмана. Т. 2. Вып. 2. - С. 15, 106, 123. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz