Орехова, Е. А. К вопросу о религиозных сектах в колониях Мурманского берега во второй половине XIX-начале ХХ вв. / Е. А. Орехова // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск , 2011. - С. 88-92.

верженцы проповедовали строгий аскетизм и безбрачие, отвергали брак в любой его форме и запрещали иметь детей, непримиримо относились к го­ сударству и официальной церкви. Новоженство как группа сформировалось в конце XVIII в. из членов федосеевского согласия. Главной их особенностью было признание цер­ ковных браков. С течением времени новоженство полностью отделилось от федосеевцев, распространилось по всему Поморью и стало называться «новопоморским» или «монинским» согласием. Другой крупной группой колонистов на Мурмане были выходцы из Норвегии и Финляндии, исповедовавшие лютеранство. О существовании в их среде каких-либо нетрадиционных течений известно еще меньше, чем о раскольниках и лишь по косвенным свидетельствам. В середине XIX в. в Финляндии, а затем в Норвегии, получает рас­ пространение такое течение как «лестадианство», носящее имя своего ос­ нователя Jlapca Леви Лестадиуса (1800-1861). Оно было близко ряду дру­ гих возрожденческих пиетистских движений, которые существовали в скандинавских странах в XVIII в.: «Читатели» («Lasare»), «Виклюндисты» (движение пиетизма, основанное на границе между Финляндией и Швеци­ ей в 1770-х гг. пастором Н. Виклюндом из Илиторнио), и «Крикуны» («Cuorvut»). Для всех этих течений были характерны «восторженные» экс­ татические состояния, религиозно мотивированная умеренность, зачастую неприятие различных новшеств и алкоголя (последнее было особенно свойственно для лестадианства)1. Недаром в 1899 г. при статистическом исследовании Мурманского берега жители некоторых колоний Западного берега были описаны как «лютеранские староверы»2. Насколько сильным было влияние этих течений в колониях, которые в большинстве случаев были изолированы от традиционных религиозных центров? В рассматриваемый нами период ни полицейскими, ни духовными властями на Мурмане не было зафиксировано ни раскольнических скитов (келий), ни молелен, ни библиотек. Более того, как сообщалось в рапорте Архангельскому Епископу о состоянии 1-го Александровского благочиния за 1899 г.: «Хотя на промыслы и приезжает много раскольников из Кем­ ского уезда, но как мною замечено, они не оказывают своих верований, и нередко тех из них, кои дома под влиянием своих жен не посещают храма, можно видеть и молящимися вместе с православными и жертвующими со­ обща на церковь рыбою»3. Очевидно, чаще раскольники просто игнориро­ 1 The Saami - А Cultural Encyclopedia. Edited by Ulla-Maria Kulonen, Irja Seurujarvi-Kari, Risto Pulkkinen. Vammala. Vammalan kirjapaino Oy. 2005. - P. 167-171. 2 Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т. 2. Вып. 2. - С. 15, 106, 123. 3 ГАМО .-Ф . И -17.-Оп. 1 ,-Д . 188. - Л. Юоб. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz