Орехова, Е. А. К вопросу о религиозных сектах в колониях Мурманского берега во второй половине XIX-начале ХХ вв. / Е. А. Орехова // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск , 2011. - С. 88-92.

ные командировки священнослужителей (как православных, так и люте­ ранских) на период промыслов, создается сеть приходов. Однако предста­ вители церковных властей сталкивались с обычными для Мурманского бе­ рега проблемами - отсутствием налаженной связи между становищами и нехваткой средств на разъезды. Таким образом, паства зачастую остава­ лась предоставленной сама себе1. Во второй половине XIX в. Мурманский берег регулярно посещали до 3 000-4 ООО рыбопромышленников. Значи­ тельная их часть происходила из Кемского уезда, где традиционно боль­ шим признавалось влияние раскольников2. Все это создавало потенциаль­ но благоприятные условия для распространения и существования в среде постоянных жителей края - саамов и колонистов, «раскола». В конце XIX - начале XX вв. наибольшее распространение на терри­ тории Архангельской и Холмогорской епархии имели различные беспо­ повские течения старообрядчества (филипповский, аароновский, федосе- евский, поморский, аристовский толки, странники, новожены). По офици­ альным данным за 1899 г. в Архангельской епархии раскольников беспо­ повского толка насчитывалось 2 620 человек обоего пола, количество их сторонников и примыкающих по взглядам составляло 11 005 человек обое­ го пола3. Приходские священники зафиксировали среди мурманских коло­ нистов представителей аароновского, федосеевского толков и новоженов. Что же они собой представляли? Аароново согласие (аароновщина, аароновцы, онуфриевщина или со­ гласие благочестивых) отделилось во второй половине XVIII в. от филип- повского толка. В отличие от филлиповцев, аароновцы не считали необхо­ димым отречение и удаление от жизни в обществе, а также допускали вступление в брак, повенчанный мирянином. Они также считали возмож­ ным совмещать брачную жизнь и пустынножительство. Однако, в отличие от «поморцев», брак, совершённый в православной церкви, законным не признавался - в таком случае аароновцы требовали развода или нового брака. Аароновцы не признавали паспортов, называя их «печатями Антихриста», считали грехом давать в судах какие-либо подписки. Счита­ ется, что секта прекратила существование в конце XIX в.4 Федосеевский толк (федосеевщина, федосеевцы) среди других бес­ поповцев особенно выделялся по вопросу о всеобщем безбрачии. Его при- 1 Орехова Е.А. К вопросу о колонизации Мурманского берега в конце XIX - начале XX вв. Обзор религиозной ситуации в колониях Мурманского берега.// IV Ушаков­ ские чтения: Сборник научных статей / Отв. ред. П.В. Федоров. - Мурманск: МГПУ, 2007. - С. 41-48. 2 ГАМО.-Ф . И -17.-Оп . 1 .-Д . 128.-Л . 2. 3 Государственный архив Архангельской области (ГААО). - Ф. 30. - Оп. 1. - Д. 103. - Л. 25-26 об. Полный православный энциклопедический словарь. - Т. 1. (Репринт, изд.). - М., 1992.-С . 9. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz