Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.

Е.А. Орехова ОБРАЗОВАНИЕ В КОЛОНИЯХ МУРМАНСКОГО БЕРЕГА В КОНЦЕ XIX В. До середины 1880-х гг. организованной системы школьного образования на Мурманском берегу не было, хотя его официальная колонизация началась еще в 1860-х гг. Грамотными обычно были те из колонистов и их детей, кто успел получить начальное образование на прежнем месте жительства. Часть детей получала своего рода домашнее образование, когда грамоте их обучали родители или специально нанятые из соседей учителя. Особенно характерным такое положение было для колонистов финляндского и норвежского происхо­ ждения - лютеран, для которых грамотность была обязательной. Среди них, по данным статистических исследований 1899 г., она достигала 80-90%, при 15-20% грамотных православных. Исследования, проведенные в этот год, по­ казали крайне низкий уровень грамотности в колониях, заселенных выходцами с Русского Севера. Напротив, среди населения финляндских и норвежских ко­ лоний Западного Мурмана часто грамотными были все жители старше 6-7 лет. Так было в Ура-губе и Ара-губе, Вичанах, Моче, Цып-Наволоке, Червяной, Земляной и др.1Однако там обучали только финской или норвежской грамоте, и многие жители этих колоний совершенно не знали русского языка, к тому же некоторые колонисты-норвежцы отправляли своих детей учиться в Норвегию. Это положение было заложено еще в начале колонизации, когда желающим стать колонистами было дозволено подавать прошения на родных языках. Между тем незнание русского языка вызывало сложности как в общении с представителями властей и местными русскоязычными жителями, так и в це­ лом натурализации этой части колонистов. Поселение же на приграничных территориях колонистов, оторванных от России не только территориально, но и культурно, вызывало все большие опасения. Низкий уровень образования в среде русских колонистов препятствовал экономическому росту Мурмана - одному из ожидаемых результатов колонизации. Решить проблему образования среди колонистов были призваны церков­ но-приходские школы, сеть которых начала создаваться с 1884 г. До 1905-1907 гг. именно они были основой системы школьного образования в мурманских колониях. Первой на Мурмане стала церковно-приходская школа грамоты в Тери- берке, официально открытая 4 октября 1887 г. Затем, зимой 1889 г., организо­ ванно обучать детей начали в Баркино. Строительство там школы предполага­ лось еще в 1890 г. Для этого по духовному завещанию крестьянина Кильдин- ского погоста Павла Зубова было пожертвовано 600 руб. Но эти деньги «Ко­ 1 Материалы по статистическому исследованию Мурмана. - СПб.: Типография Исидора Гольдберга, 1903. - Т. 2. - Вып. 2: Описание колоний на запад от Кольской губы до гра­ ниц Норвегии. - С. 15-198. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz