Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.
вания и образа жизни колонистов. Также, очевидно, существовала и разница в интересах. Колонистов интересовало получение детьми практических знаний, а церковно-приходская школа не была на них ориентирована. Стимулом для создания церковно-приходских школ и изучения их полного курса могла быть льгота по воинской повинности, уменьшавшая срок действительной службы на 2 года, как это было в других местностях. Но колонисты пользовались собст венной льготой, позволявшей им не служить вообще. Разницу интересов могла бы компенсировать обычная светская школа. Однако, за исключением Алек сандровского городского училища, удаленного от большинства колоний, тако вых на Мурмане конца XIX в. не было. Выбор был только между церковным образованием и полным отсутствием образования. Возникает вопрос: нужны ли были такие школы? Представляется, что нужны и, в том числе, именно та кие, особенно для русских колоний. Учитывая образ жизни колонистов, их оторванность от традиционной среды, деятельность церковно-приходских школ как воспитателей православной нравственности была крайне необходи ма. Домашнее образование колонистов-лютеран также носило религиозный характер, а пример Баркинской школы показывает, что ее религиозный харак тер в принципе не препятствовал обучению там детей иных вероисповеданий. Поэтому отнюдь не следует преуменьшать тот вклад в дело просвещения, ко торый вносили церковно-приходские школы. Вместе с тем очевидна была не обходимость создания на Мурмане системы светских школ, организованной с учетом специфики жизни колоний. Только после революции 1905-1907 гг. на Мурмане создаются сельские училища, подчиненные Министерству народного просвещения, расширяется их сеть, при сельских училищах создаются интер наты для детей из отдаленных колоний. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz