Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.

вания и образа жизни колонистов. Также, очевидно, существовала и разница в интересах. Колонистов интересовало получение детьми практических знаний, а церковно-приходская школа не была на них ориентирована. Стимулом для создания церковно-приходских школ и изучения их полного курса могла быть льгота по воинской повинности, уменьшавшая срок действительной службы на 2 года, как это было в других местностях. Но колонисты пользовались собст­ венной льготой, позволявшей им не служить вообще. Разницу интересов могла бы компенсировать обычная светская школа. Однако, за исключением Алек­ сандровского городского училища, удаленного от большинства колоний, тако­ вых на Мурмане конца XIX в. не было. Выбор был только между церковным образованием и полным отсутствием образования. Возникает вопрос: нужны ли были такие школы? Представляется, что нужны и, в том числе, именно та­ кие, особенно для русских колоний. Учитывая образ жизни колонистов, их оторванность от традиционной среды, деятельность церковно-приходских школ как воспитателей православной нравственности была крайне необходи­ ма. Домашнее образование колонистов-лютеран также носило религиозный характер, а пример Баркинской школы показывает, что ее религиозный харак­ тер в принципе не препятствовал обучению там детей иных вероисповеданий. Поэтому отнюдь не следует преуменьшать тот вклад в дело просвещения, ко­ торый вносили церковно-приходские школы. Вместе с тем очевидна была не­ обходимость создания на Мурмане системы светских школ, организованной с учетом специфики жизни колоний. Только после революции 1905-1907 гг. на Мурмане создаются сельские училища, подчиненные Министерству народного просвещения, расширяется их сеть, при сельских училищах создаются интер­ наты для детей из отдаленных колоний. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz