Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.

«...местное население по своей безграмотности не понимает высокую пользу учения, слыша, что монастырь хочет учить четвертый год их мальчиков, ре­ шительно в этом отказали». Вернуть учеников за парты помогла только угроза наказания со стороны игумена монастыря. «...Родители, как отдавшие без усердия с начала, они теперь совершенно вредят школе, и вредят немало. Они, не обращая никакого внимания, распустили детей до такой степени, что школьники совершенно не боятся своего учителя и делают ему досаждения и укоры, причиняя беспорядок в школе. А учитель и наказать за это боится: по­ чему же? Потому, наказав ученика Дианова за крик сильный поставил на час на колени и на час после уроков, получил, что отец его три дня не отпускал в школу, ругая меня, и только после разговоров с учителем, опять обязал сына... Григорьев, уличенный в пьянстве и курении табаку, был поставлен на колени: но дерзко отвечал “не встану”, и после некоторого времени говорил, что более не будет учиться, на что получил гневные слова учителя: “не желаешь учиться, то убирайся”, и он не просил прощения, а с дерзостью бросил книги и ушел. А дома отца его нет (в Норвегии, на неделе будет), а мачехе нет дела до этого. Старшина и сельский староста отказались от помощи, и ничего не скажут от­ цам, которые по два и по три дня берут учеников в лес на работу и отвлекают для учения, как бы насмехаясь...»1. Видимо, эта проблема была все же решена, т.к. 14 февраля 1897 г. Наблюдателю школ церковно-приходских и грамоты Кольского уезда от настоятеля Печенгского монастыря игумена Ионафана был представлен список учеников Баркинской школы за 1896/1897 уч. г., могущих сдать экзамен на льготу по воинской повинности из 8 человек, в том числе и злополучный Дианов2. Еще более эмоционально высказывался о родителях своих учеников заведовавший Гавриловской школой священник о. Иоанн Зу­ ев: «...ждать... помощи в деле благоустройства школьного от этих полужи- вотных, носящих один лишь вид человеческий на себе самих, - пустая это мечта; ибо был у меня случай, когда просил их убедительно, хотя по одному возу доставить дров с дому для отопления школы, но и в этом было отказано ими мне»3. «...Народ они, - самый избалованный, отъявленные негодяи; а при отношении даже к Церкви Божией, что теперь сказать о школе, когда не о школе занимают помыслы в головах у них, а вот открыли бы для них кабак, тогда с радостью бы встретили они такое для них начинание, а школа - для них “новшество”, и не прочь пожалуй бы они и от школы, но только, чтоб не требовали от них ничего, не задевая их карман, который при безалаберной жизни их всегда пуст бывает...»4 Впрочем, возможно, такое отношение к шко­ ле было связано с отсутствием результатов, которые рассчитывали видеть ро­ дители. Итак, проблемами школ Мурмана были: недостаток финансирования и организации, отсутствие квалифицированных кадров, особенности хозяйство­ 1ГАМО. - Ф 133 И. -О п . 1 .-Д . 9 .-Л . 10-10об. 2Там же. - Л. 28-28об., 80-80 об. 3Там ж е .-Л . 38об.-7 8 . 4Там же. - Д. 11. - Л. 146об., 162. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz