Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.
могают и дети, в особенности школьного возраста»1. Окончились занятия 29 марта 1897 г., т.к. «невозможно было дальше продолжать, ибо родители стали брать детей из школы на свои работы»2. По этой же причине не все уче ники могли сдать экзамены в срок: из 8 учеников Баркинской школы, готовых к экзамену, присутствовали на нем 5, 3 отсутствовали «по причине отъезда на рыбный промысел»3. В течение учебного года ученики также нередко отсутст вовали на занятиях - «по домашним обстоятельствам», в основном из-за того, что родители забирали их для помощи по хозяйству. Школу посещали далеко не все дети школьного возраста. Количество учеников зависело от числа жителей и их состояния, их отношения к школе и вероисповедания. Обучение в школах было'смешанным, мальчики и девочки обучались совместно. Исключением была Баркинская школа, где первоначаль но учили только мальчиков. Там же было еще одно исключение: в ней учились 2 мальчика лютеранского исповедания - Аврам Хейке и Осип Грангрут4. Средства для содержания церковно-приходских школ должны были по ступать как от церковного ведомства, так и от прихожан. На деле, в отчетах о состоянии школ уезда, нередко отмечалось, что «местное население при всех школах не выказывает особенного сочувствия к школам, во избежание расхо дов по содержанию школ, кроме Варзугской и Пазрецкой школ, к которым прихожане относятся более сочувственно»5; «...население Териберского и Гавриловского приходов холодно относится к школе и ничем не помогает школе»6. Сами колонисты обычно ссылались на бедность, и помощь их была редка и невелика. Школьное оборудование и письменные принадлежности священники покупали за счет церкви или обходились вовсе без них. О матери альной базе школ можно судить по сообщениям их заведующих. Гавриловский священник о. Иоанн Зуев писал: «...при школе нашей, не говоря о классных принадлежностях, не имеется даже классной доски; и потому изучение букв начали мы со складывания букв из спичек, и метод такой обыкновенный впол не оправдал свое назначение»7. Из отчета о Териберской школе грамоты сле довало, что «описи школьного имущества нет, т.к. в школе никого имущества не имеется»8. Единственное, что регулярно пополнялось - библиотеки церков но-приходских школ, хотя литература туда поступала преимущественно рели гиозного содержания. Присутствовали там и светские издания. Так в 1897 г. о. Наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты Кольского уезда «рекомендовал при обучении не употреблять книги... Гр. Толстого»9. Долгое 1ГАМО .-Ф . Ш -И .-О п . 1 .-Д .9 .-Л .4 1 . 2Там же. - Л. 88 об. J Там же. - Д. 9 .-Л . 99 4Там же. - Д. 11. - Л. 152. 5Там же. - Д. 1. - Л. 84 об. 6Там ж е .-Д . 11.-Л . 158 об. 7Там же. - Д. 6. - Л. 76. 8Там ж е .-Д , 1 .-Л . 17 об, 9Там же. - Д. 7 .-Л . 83 об. 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz