Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.
сится к школе и ничем не помогает школе»1. Собственных учебных заведений для подготовки учительских кадров на Кольском полуострове не было, уровня Кольского городского училища для их подготовки не хватало. По крайней ме ре, когда в 1892 г. колонист колонии Зарубиха Николай Лопинцев обратился с прошением об определении его на должность учителя одной из церковно приходских школ Кольского уезда, ему было отказано. В отказе было поясне но, что он «не может быть определен учителем церковно-приходской школы без испытания, на том основании, что для учителя школы недостаточно того знания, которое он получил когда-то в Кольском приходском училище, да и свободных учительских мест нет в 1 Кольском благочинии»2. Однако, по мере своих сил, учителя старались выполнять свои обязанно сти, хотя первоначально даже не получали за это жалования. Примером был териберский псаломщик Федор Иванов, который, несмотря на слабое здоро вье, в течение многих лет вел занятия в школе, не получая за это жалования3. Проблемой было и размещение школ. Все они начинали свое существо вание на «частных квартирах», снятых у колонистов, либо в причтовых домах, на квартирах у священников и псаломщиков. Так, Териберская школа сначала разместилась на дому у священника; в 1888 г. помещение для нее было пре доставлено Красным Крестом; в 1892 г. квартира была снята у колониста Еф ремова за 6 рублей; затем долгое время занятия проводились на дому у пса ломщика, которому уплачивали от 7 до 10 рублей за «помещение с прислу гой». Как докладывал о. Наблюдатель церковно-приходских школ и школ гра моты Кольского уезда, «само по себе помещение светлое, просторное, теплое, но неудобно тем, что там же помещается и семья псаломщика. Более удобного нет в колонии и приходится довольствоваться тем, пока не будет достроено собственное - в том же причтовом доме. Классных принадлежностей мало, да и те самого примитивного устройства - 2 парты и 1 доска»4. В причтовом доме на квартире священника размещалась и Гавриловская школа. О. Наблюдатель также отметил бедность обстановки: «Мебель в школе самодельная, неудоб ная, да и той мало - один плоский стол и две скамейки. Нет парт, классной доски, счетов и прочего»5. Первой школой, получившей свое собственное по мещение, стала Баркинская монастырская школа. Не всегда обеспечивалось регулярность и всеобщий характер обучения. Обычно занятия должны были начинаться с октября, но чаще их начало пере носилось на ноябрь и длилось до конца марта - начала апреля. Это было свя зано с хозяйственным календарем колонистов - началом и концом рыболов ных промыслов. Так, в Териберской школе в 1896 г. учебный год начался «с 15 ноября... ранее же ученья начать было невозможно, т.к. колонисты до этого времени занимаются рыбными промыслами, в которых им нередко по'ГА М О .-Ф 133-И -О п . 1 .-Д . 11.-Л . 49, 158об.;Ф. 80-И .~0п. 1 -Д . 4. - Л. 2об. 2Там же. - Д. 4. - Л. 20-20об. Там же. - Д. 7. - Л. 84; Там же. - Д. 9. - Л. 41об., 77об. 5Там же. -Д . 7 .-Л . 83. ' Там же. - Л. 84. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz