Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.

сится к школе и ничем не помогает школе»1. Собственных учебных заведений для подготовки учительских кадров на Кольском полуострове не было, уровня Кольского городского училища для их подготовки не хватало. По крайней ме­ ре, когда в 1892 г. колонист колонии Зарубиха Николай Лопинцев обратился с прошением об определении его на должность учителя одной из церковно­ приходских школ Кольского уезда, ему было отказано. В отказе было поясне­ но, что он «не может быть определен учителем церковно-приходской школы без испытания, на том основании, что для учителя школы недостаточно того знания, которое он получил когда-то в Кольском приходском училище, да и свободных учительских мест нет в 1 Кольском благочинии»2. Однако, по мере своих сил, учителя старались выполнять свои обязанно­ сти, хотя первоначально даже не получали за это жалования. Примером был териберский псаломщик Федор Иванов, который, несмотря на слабое здоро­ вье, в течение многих лет вел занятия в школе, не получая за это жалования3. Проблемой было и размещение школ. Все они начинали свое существо­ вание на «частных квартирах», снятых у колонистов, либо в причтовых домах, на квартирах у священников и псаломщиков. Так, Териберская школа сначала разместилась на дому у священника; в 1888 г. помещение для нее было пре­ доставлено Красным Крестом; в 1892 г. квартира была снята у колониста Еф­ ремова за 6 рублей; затем долгое время занятия проводились на дому у пса­ ломщика, которому уплачивали от 7 до 10 рублей за «помещение с прислу­ гой». Как докладывал о. Наблюдатель церковно-приходских школ и школ гра­ моты Кольского уезда, «само по себе помещение светлое, просторное, теплое, но неудобно тем, что там же помещается и семья псаломщика. Более удобного нет в колонии и приходится довольствоваться тем, пока не будет достроено собственное - в том же причтовом доме. Классных принадлежностей мало, да и те самого примитивного устройства - 2 парты и 1 доска»4. В причтовом доме на квартире священника размещалась и Гавриловская школа. О. Наблюдатель также отметил бедность обстановки: «Мебель в школе самодельная, неудоб­ ная, да и той мало - один плоский стол и две скамейки. Нет парт, классной доски, счетов и прочего»5. Первой школой, получившей свое собственное по­ мещение, стала Баркинская монастырская школа. Не всегда обеспечивалось регулярность и всеобщий характер обучения. Обычно занятия должны были начинаться с октября, но чаще их начало пере­ носилось на ноябрь и длилось до конца марта - начала апреля. Это было свя­ зано с хозяйственным календарем колонистов - началом и концом рыболов­ ных промыслов. Так, в Териберской школе в 1896 г. учебный год начался «с 15 ноября... ранее же ученья начать было невозможно, т.к. колонисты до этого времени занимаются рыбными промыслами, в которых им нередко по'ГА М О .-Ф 133-И -О п . 1 .-Д . 11.-Л . 49, 158об.;Ф. 80-И .~0п. 1 -Д . 4. - Л. 2об. 2Там же. - Д. 4. - Л. 20-20об. Там же. - Д. 7. - Л. 84; Там же. - Д. 9. - Л. 41об., 77об. 5Там же. -Д . 7 .-Л . 83. ' Там же. - Л. 84. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz