Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.
образования. Соответственно не следовало ждать от этих школ больших успе хов в изучении светских дисциплин. Кроме того, школы на Мурмане начинали свое существование с самой низшей своей ступени - школы грамоты, требова ния к которой были минимальны. Поэтому, хотя о. Надзиратель, посещавший школы, и отмечал существенные недостатки в качестве обучения, но в итоге писал, что «для школы грамоты достаточно». С другой стороны, для учащихся и их родителей более важным было получение в школе навыков, необходимых в повседневной практической жизни: умения читать, писать и считать. В школах колоний не было квалифицированных учительских кадров. В двух церковно-приходских школах учителями были члены местного причта. В Гаврилове в течение многих лет школой заведовал местный священник о. Иоанн Зуев. В Териберке законоучителями были священники (о. Иаков Иванов, о. Алексей Шилов, о. Лавр Сперанский), а остальные предметы вели псалом щики (Николай Макаров, Федор Иванов). Не будучи освобожденными от сво ей непосредственной службы, они, конечно, далеко не всегда могли уделять должное внимание преподаванию. В Баркинской монастырской школе учите ля, к тому же, часто менялись. Зимой 1888-1889 гг. настоятелем Печенгского монастыря о. Никандром был нанят фельдшер «обучать детей колонистов гра моте и квартира, в которой в зимнее время обучались 15 мальчиков читать и писать и объяснялась им вкратце Св. История»1; в 1894-1895 гг. учителем был сын печенгского священника Михаил Терентьев, ранее служивший учителем в Сонгельской школе2; в 1896-1897 гг. - Александр Нохрин, окончивший в Ко стромской губернии городское 4-классное училище; с 1897 г. рясофорный мо нах Петр (Поликин), «получивший малое образование». Отмечая не слишком большие успехи в обучении учеников Баркинской школы в 1897 г., Кольское училищное отделение указывало на то, что учитель занимается бесплатно и не имеет специальной подготовки3. Квалифицированными учителями в то время можно было считать выпу скниц Архангельского епархиального женского училища, которые добивались хороших результатов в обучении и назывались «наиболее добросовестными ревностными труженицами на ниве народного просвещения»4. Недаром коло нисты Териберки «выражали желание иметь в школе учительницу»5. Учитель ницам часто доплачивали местные общества. Привлечь на Мурман могли, оче видно, только существенные доплаты, а их колонисты обычно предложить не могли или не хотели. Териберка, например, за исключением 1897/1898 уч. г., постоянно указывается среди поселений, население которых «холодно отно 1ГАМО .-Ф . 133-И -О п . 1 .-Д . 1 .-Л . 19. 2Там же. - Д. 5 .-Л . 50. 3Там же. - Д. 7, - Л. 25-25об.. 77. Ушаков И.Ф Избранные произведения: В 3 т.: Историко-краеведческие исследования Мурманск: Кн. изд-во, 1997 -Т . 1: Кольская земля -С . 448 Сиденснер А. Описание Мурманского побережья. Издание Главного Гидрографического Управления Морского Министерства. - СПб.: Типография Морского Министерства, 1909. -С . 221. 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz