Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.

роено было помещение, где дети могли бы остаться в дурную погоду», а сама школа находилась бы недалеко, т.к. дети помогали им по хозяйству1. К тому же отдаленные от большинства колоний, населенных финляндцами и норвеж­ цами, и носившие религиозный характер церковно-приходские школы были непригодны для этой части колонистов. Как вариант решения проблемы пред­ лагалась «подвижная школа», «кочующая вместе со своим учителем». О ее не­ обходимости еще в 1884 г. Заявлял, и архангельский губернатор князь Н.Д. Голицын, и статистическая партия, работавшая на Мурмане в 1899 г. Во многих работах, посвященных образованию на Мурмане, воспроиз­ водятся жалобы колонистов: териберских, которые «...жаловались, что учение в школе ведется очень неаккуратно: “непутевое обучение”»2; и печенгских, за­ являвших, что: «монахи плохо учат - в 3 года не научили читать как следует: ребята час учатся, день бегают»3. Низкий уровень подготовки по светским предметам был отмечен и журнальным постановлением Кольского училищно­ го отделения от 13 февраля 1897 г. Так, «в Териберской школе слабо ведется дело по счислению и не успешно по письму, как со стороны каллиграфии (чистописания), так и орфографии (правописания)»4. Иногда не лучшим обра­ зом обстояло дело и с подготовкой по Закону Божьему, как, например, в Гав- риловской школе, названной одной из худших школ уезда. Указывалось, что там, «из Закона Божьего ученики знают только некоторые молитвы и Символ Веры, Священной же Истории и начального Катехизиса не проходили. Млад­ шие начинают разбирать склады. Псаломщик учил их по буквенному способу “азов”. Что касается письма, то оказалось, что ученики вовсе не пишут, “за не­ имением письменных принадлежностей”, не занимаются также и счислением, совершенно неизвестно по каким причинам». Было рекомендовано «...пока позаимствовать в церкви необходимые принадлежности, а затем отделение снабдит этими принадлежностями школу и давно снабдило бы, если бы было заявлено о том со стороны о. Заведующего. Вместе с тем вменить в обязан­ ность заниматься и счислением, как предметом, входящим в круг программы школы грамоты»5. Очевидно, существовал целый комплекс причин, влиявших на такое по­ ложение дел. Как отмечалось в «Правилах о церковно-приходских школах» от 13 ию­ ня 1884 г., целью церковно-приходских школ было утверждение православно­ го вероучения и христианской нравственности, а также сообщение «первона­ чальных полезных знаний». Можно предположить, что эти школы изначально не были призваны дать учащимся светское образование. Получение начальных навыков чтения, письма и счета рассматривалось как дополнение к изучению Закона Божьего и было скорее средством к его изучению, а не целью такого 1Материалы по статистическому исследованию Мурмана. - Т. 2. - Вып. 2. - С. 133-134. ^Там же. - Вып 1 -С . 144 3Там же. - Вып. 2. - С. 162. 4ГАМО. - Ф 8 0 -и .-0 п . 1 .-Д . 2 .-Л . 106. 5Там ж е.-Ф . 133-И. - Оп. 1. - Д. 7. - Л. 23об.-2 4 . 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz