Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.
роено было помещение, где дети могли бы остаться в дурную погоду», а сама школа находилась бы недалеко, т.к. дети помогали им по хозяйству1. К тому же отдаленные от большинства колоний, населенных финляндцами и норвеж цами, и носившие религиозный характер церковно-приходские школы были непригодны для этой части колонистов. Как вариант решения проблемы пред лагалась «подвижная школа», «кочующая вместе со своим учителем». О ее не обходимости еще в 1884 г. Заявлял, и архангельский губернатор князь Н.Д. Голицын, и статистическая партия, работавшая на Мурмане в 1899 г. Во многих работах, посвященных образованию на Мурмане, воспроиз водятся жалобы колонистов: териберских, которые «...жаловались, что учение в школе ведется очень неаккуратно: “непутевое обучение”»2; и печенгских, за являвших, что: «монахи плохо учат - в 3 года не научили читать как следует: ребята час учатся, день бегают»3. Низкий уровень подготовки по светским предметам был отмечен и журнальным постановлением Кольского училищно го отделения от 13 февраля 1897 г. Так, «в Териберской школе слабо ведется дело по счислению и не успешно по письму, как со стороны каллиграфии (чистописания), так и орфографии (правописания)»4. Иногда не лучшим обра зом обстояло дело и с подготовкой по Закону Божьему, как, например, в Гав- риловской школе, названной одной из худших школ уезда. Указывалось, что там, «из Закона Божьего ученики знают только некоторые молитвы и Символ Веры, Священной же Истории и начального Катехизиса не проходили. Млад шие начинают разбирать склады. Псаломщик учил их по буквенному способу “азов”. Что касается письма, то оказалось, что ученики вовсе не пишут, “за не имением письменных принадлежностей”, не занимаются также и счислением, совершенно неизвестно по каким причинам». Было рекомендовано «...пока позаимствовать в церкви необходимые принадлежности, а затем отделение снабдит этими принадлежностями школу и давно снабдило бы, если бы было заявлено о том со стороны о. Заведующего. Вместе с тем вменить в обязан ность заниматься и счислением, как предметом, входящим в круг программы школы грамоты»5. Очевидно, существовал целый комплекс причин, влиявших на такое по ложение дел. Как отмечалось в «Правилах о церковно-приходских школах» от 13 ию ня 1884 г., целью церковно-приходских школ было утверждение православно го вероучения и христианской нравственности, а также сообщение «первона чальных полезных знаний». Можно предположить, что эти школы изначально не были призваны дать учащимся светское образование. Получение начальных навыков чтения, письма и счета рассматривалось как дополнение к изучению Закона Божьего и было скорее средством к его изучению, а не целью такого 1Материалы по статистическому исследованию Мурмана. - Т. 2. - Вып. 2. - С. 133-134. ^Там же. - Вып 1 -С . 144 3Там же. - Вып. 2. - С. 162. 4ГАМО. - Ф 8 0 -и .-0 п . 1 .-Д . 2 .-Л . 106. 5Там ж е.-Ф . 133-И. - Оп. 1. - Д. 7. - Л. 23об.-2 4 . 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz