Орехова, Е. А. Образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – Вып. 7. – С. 125-133.

митетом по возобновлению Печенгского монастыря взяты были в свое ведение с открытием в колонии школы по восстановлении Печенгского монастыря». С открытием школы, однако, медлили, несмотря на то что в колонии было 54 ре­ бенка школьного возраста (от 8 до 14 лет). Об этом в Кольское училищное от­ деление 19 августа 1890 г. сообщил Печенгский священник о. Георгий Терен­ тьев, указывая на «необходимость в приходе школу иметь хотя бы грамотно­ сти, вследствие достаточного количества у прихожан мальчиков и девочек»'. Однако с осени 1890 г. открытие школы было перенесено «до 25 декабря - торжественных воспоминаний мученической кончины 116 страдальцев, уби­ енных шведами при разорении Печенгского монастыря, по случаю 300-летней годовщины, к коей приурочены нами и самое открытие школы с особым тор­ жеством при собрании как колонистов, так и лопарей...»2. Но «...предполагае­ мое открытие... не состоялось потому, что не успели по зимнему времени при­ готовить училищного дома, а у колонистов не нашлось удобного помещения и для 5 мальчиков, который монастырем будет устроен в летнее время»3. Офи­ циальное открытие школы состоялось только в ноябре 1893 г. С начала 1896/1897 уч. г. было решено «открыть в Баркине второклассную школу, с по­ мещением ее в доме нынешней одноклассной церковно-приходской школы и других монастырских зданиях, если это окажется необходимым»4. 2 октября 1895 г. была открыта школа в Гаврилово, а в сентябре 1899 г. - Александров­ ское городское 2-классное училище, в котором также учились дети колони­ стов. Таким образом, к концу XIX в. в колониях Мурманского берега было 3 школы и 1 городское училище. Однако, несмотря на немногочисленность на­ селения колоний, обеспечить хотя бы начальное образование всех детей они не могли. Дело было не только в малом числе учебных заведений. Колонии были разбросаны по всему побережью, многие состояли всего из нескольких домо­ хозяйств. Содержать в каждой из них школу было нерентабельно. Адмирал А. Сиденснер отмечал: «Число детей школьного возраста в каждой колонии так мало, что нечего и думать о постановке нормальной земской школы»5. Ко­ лонисты-финляндцы, неоднократно выражавшие желание иметь у себя школы и даже взять на себя часть расходов, построить их самостоятельно были не в состоянии. Отправлять же своих детей учиться за несколько сот верст (в 1898 г. мальчик из Рынды учился в Ловозерской миссионерской школе, нахо­ дившейся от колонии в 250 верстах6) решались далеко не все родители. Те же, кто был согласен, обязательным условием ставили то, «чтобы при школе уст­ 1Государственный Архив Мурманской Области (ГАМО).-Ф. 133-И.-Оп. 1 .-Д . 1. —Л. 54. 2Там же. - Л. 93. 3Там же. - Л. 5. 4Там же. - Д. 8. - Л. 70-70об. 5 Сиденснер А. Описание Мурманского побережья. Издание Главного Гидрографического Управления Морского Министерства. - СПб.: Типография Морского Министерства, 1909.-С . 221. Материалы по статистическому исследованию Мурмана. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 53. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz