Орехова, Е. А. К вопросу о законодательном обеспечении финляндской и норвежской колонизации Мурманского берега Кольского п-ова во второй половине XIX - начале XX вв. / Е. А. Орехова // Сотрудничество России и стран Северной Европы в социально-гуманитарной сфере, конец XX – начало XXI вв. : [сборник научных статей] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2010. – С. 97-105.

«не сделано никаких изъятий по сему вопросу из общего закона, то и во­ прос этот должен быть разрешен на основании ст. 841 Закона о состояни­ ях, в отрицательном смысле, и принятие таких детей в российское поддан­ ство, по достижении ими совершеннолетия, должно быть совершаемо общим установлением п. 12 закона 14 мая 1876 г. порядком».' При этом, однако, МВД и Министерство Финансов не могли не обра­ тить внимания на то, что в 1876-1899 гг. местные власти действовали с иной точки зрения на этот вопрос. АКП по предписанию губернатора за­ числяла в колонисты не только тех норвежцев, которые сами приняли рос­ сийское подданство, но и всех членов их семей. Исключение из посемей­ ных списков всех неправильно занесенных туда детей колонистов министерства признали «крайне затруднительными» - для этого пришлось бы пересмотреть все состоявшиеся с 1876 г. определения АКП. Однако, в тех случаях, «когда Казенная палата обратила бы внимание на неправиль­ ное зачисление в семейства колонистов их детей», ей предписывалось «входить в сношение с местным губернским начальством, от которого на основании ст. 849 Закона о состояниях будет зависеть допускать подобных детей к выполнению присяги на верность подданству, если к тому не встретится каких-либо особых препятствий».2 Примечательно, что ранее на этот правовой казус ни местные, ни цен­ тральные власти внимания не обращали, несмотря на многочисленные ука­ зания о нежелательности поселения на Мурмане иностранцев. Не прибегая к прямому запрету на поселение шведско-норвежских, а с 1905 г. норвеж­ ских подданных, центральная власть передала право принятия конкретного решения местным властям. Значительная часть законодательных актов, обеспечивавших колони­ зацию Мурмана, посвящалась льготам, призванным привлечь туда пересе­ ленцев. Первые льготы были введены уже в Положении 1860 г. - в отно­ шении податей и рекрутской повинности. 15 января 1868 г. по ходатайству центральных и региональных орга­ нов власти (Министерства Государственных Имуществ, МВД, Архангель­ ского губернатора), было издано «Повеление Государя Императора о бес­ платном отпуске леса из казенных дач переселенцам на Мурманский берег, как русским, так и норвежцам, по принятии ими русского подданства». Разрешалось отпускать им безденежно лес, в течение 10 лет по прибытии. Лес отпускался как на постройку жилых помещений, так и на постройку 5 речных и морских судов. По истечении 10 летнего срока, колонисты имели право получения на льготных условиях определенного количества леса для своих нужд.3 1ГААО. Ф. 51. On. 18. Т. 1. Д. 1182. Л. 1-5. 2ГААО. Ф. 5 1 .0 п .1 8 .Т .1 .Д . 1182. Л. 1-5. 3 Архангельские губернские ведомости (далее - АГВ). - №14. - 1868.; Тихомиров В. Заботы о заселении Мурмана во второй половине нынешнего столетия. - СПб., 1899. - 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz