Орехова, Е. А. К вопросу о законодательном обеспечении финляндской и норвежской колонизации Мурманского берега Кольского п-ова во второй половине XIX - начале XX вв. / Е. А. Орехова // Сотрудничество России и стран Северной Европы в социально-гуманитарной сфере, конец XX – начало XXI вв. : [сборник научных статей] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2010. – С. 97-105.
«не сделано никаких изъятий по сему вопросу из общего закона, то и во прос этот должен быть разрешен на основании ст. 841 Закона о состояни ях, в отрицательном смысле, и принятие таких детей в российское поддан ство, по достижении ими совершеннолетия, должно быть совершаемо общим установлением п. 12 закона 14 мая 1876 г. порядком».' При этом, однако, МВД и Министерство Финансов не могли не обра тить внимания на то, что в 1876-1899 гг. местные власти действовали с иной точки зрения на этот вопрос. АКП по предписанию губернатора за числяла в колонисты не только тех норвежцев, которые сами приняли рос сийское подданство, но и всех членов их семей. Исключение из посемей ных списков всех неправильно занесенных туда детей колонистов министерства признали «крайне затруднительными» - для этого пришлось бы пересмотреть все состоявшиеся с 1876 г. определения АКП. Однако, в тех случаях, «когда Казенная палата обратила бы внимание на неправиль ное зачисление в семейства колонистов их детей», ей предписывалось «входить в сношение с местным губернским начальством, от которого на основании ст. 849 Закона о состояниях будет зависеть допускать подобных детей к выполнению присяги на верность подданству, если к тому не встретится каких-либо особых препятствий».2 Примечательно, что ранее на этот правовой казус ни местные, ни цен тральные власти внимания не обращали, несмотря на многочисленные ука зания о нежелательности поселения на Мурмане иностранцев. Не прибегая к прямому запрету на поселение шведско-норвежских, а с 1905 г. норвеж ских подданных, центральная власть передала право принятия конкретного решения местным властям. Значительная часть законодательных актов, обеспечивавших колони зацию Мурмана, посвящалась льготам, призванным привлечь туда пересе ленцев. Первые льготы были введены уже в Положении 1860 г. - в отно шении податей и рекрутской повинности. 15 января 1868 г. по ходатайству центральных и региональных орга нов власти (Министерства Государственных Имуществ, МВД, Архангель ского губернатора), было издано «Повеление Государя Императора о бес платном отпуске леса из казенных дач переселенцам на Мурманский берег, как русским, так и норвежцам, по принятии ими русского подданства». Разрешалось отпускать им безденежно лес, в течение 10 лет по прибытии. Лес отпускался как на постройку жилых помещений, так и на постройку 5 речных и морских судов. По истечении 10 летнего срока, колонисты имели право получения на льготных условиях определенного количества леса для своих нужд.3 1ГААО. Ф. 51. On. 18. Т. 1. Д. 1182. Л. 1-5. 2ГААО. Ф. 5 1 .0 п .1 8 .Т .1 .Д . 1182. Л. 1-5. 3 Архангельские губернские ведомости (далее - АГВ). - №14. - 1868.; Тихомиров В. Заботы о заселении Мурмана во второй половине нынешнего столетия. - СПб., 1899. - 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz