Орехова, Е. А. К вопросу о законодательном обеспечении финляндской и норвежской колонизации Мурманского берега Кольского п-ова во второй половине XIX - начале XX вв. / Е. А. Орехова // Сотрудничество России и стран Северной Европы в социально-гуманитарной сфере, конец XX – начало XXI вв. : [сборник научных статей] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2010. – С. 97-105.

ления были сделаны вопреки ст. 1015 и 1017 Закона о состояниях.1 По ст. 1015 принятие российского подданства определялось как «всегда лич­ ное» и не распространялось на «прежде рожденных детей, без различия со­ вершеннолетние ли они, или малолетние». По ст. 1017 прошения о приня­ тии подданства подавались министру внутренних дел, которому принад­ лежало право удовлетворить прошение или отказать в нем, даже если со стороны просителя и были соблюдены все требуемые формальности. Ме­ жду тем, норвежские подданные при зачислении в колонисты к министру внутренних дел не обращались; присяга на подданство принималась толь­ ко главой семейства, однако в колонисты зачислялись вместе с ними и все прочие члены семейства. О своих постановлениях в зачислении в колони­ сты АКП давала знать волостным правлениям, которые заносили новых колонистов с семьями в посемейные списки. В результате оказалось, что дети колонистов при достижении совершеннолетия на основании Положе­ ния от 14.05.1876 г. зачислялись в запас флота, хотя в действительности не были русскими подданными, т.к. не приняли присяги на подданство. Кро­ ме того, дети колонистов, принявших российское подданство, но рожден­ ные до зачисления отцов в колонисты, и сами не принявшие подданства, продолжали жить на Мурманском берегу, не имея на это законного права. Лишь в 1899 г. АКП обратила внимание на эту «неточность» и обра­ тилась в Департамент окладных сборов Министерства Финансов за разъ­ яснениями по следующим вопросам: 1) должны ли норвежские подданные, переселяющиеся на Мурманский берег на основании Положения 1876 г., приниматься в российское подданство с зачислением в колонисты, при со­ блюдении требований ст. 1017 и 1020 Закона о состояниях, т,е. исключи­ тельно с разрешения МВД, или же переселенцы на Мурманский берег из иностранцев могут вступать в российское подданство с разрешения только местного губернатора; 2) можно ли в соответствии со ст. 1015, считать русскими подданными детей колонистов норвежцев, рожденных до приня­ тия их отцами российского подданства и самостоятельно присягу на рос­ сийское подданство не принимавших. МВД и Министерство Финансов признали, что правила, изложенные в п. 12 Положения от 14.05.1876 г., составляют изъятие из общего закона о вступлении в российское подданство, «установленное в целях привлечения на Мурман иностранных колонистов», и «должны быть применяемы вне всякой зависимости от общих по тому предмету правил». Таким образом, решение о приеме в российское подданство предоставлялось на рассмот­ рение архангельского губернатора. В вопросе о том, можно ли считать русскими подданными детей коло­ нистов из иностранцев, рожденных до принятия их родителями российско­ го подданства, Министерства решили, что, поскольку в Положении 1876 г. 1ПСЗРИ. - Т. IX. - СПб., 1876. - Закон о состояниях. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz