Орехова, Е. А. Колонизация и научные исследования Мурманского берега / Е. А. Орехова // Всероссийская конференция молодых ученых «Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы» / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 41-44.
Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она, хотя и проводила большую «культмассовую работу» в колониях, была ориентирована, преж де всего, на изучение промыслов. (Лайус Ю.А. // Вопросы истории естест вознания и техники, 1995, № 1). Летом 1899 г. отряд статистиков впервые провел исследование всего района колонизации по Мурманскому берегу по заранее определенной программе, что способствовало систематизации полученных данных. (Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т.2, вып.1: Описание колоний Восточного берега и Кольской губы, 1902; Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т.З: Таблицы приложений, 1902). Следующее подобное исследование было проведено на Мурмане в 1920 и 1921-1922 гг. Экономическим отрядом Се верной Научно-Промысловой Экспедиции. (Воленс Н.В., 1921; Воленс Н.В.. 1926). Вместе с тем, далеко не всегда результаты подобные работы различных экспедиций и комиссий находили практическое применение. К началу XX в. недостаток информации сменился дефицитом идей о целях и методах колонизации Мурмана. Многочисленные обсуждения со средотачивались вокруг регулирования льгот и состава колонистов. (Со- сновский И.В., 1910). Кардинальные изменения происходят в связи с развитием идей «же лезнодорожной колонизации». В 1917 г. Министерство земледелия выпус тило сборник, авторы которого указывали на то, что относительная «неус- пешность» колонизации Мурмана была связана, прежде всего, с недостатком научных знаний о нем. (Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги, 1917). Происходит переворот в представле ниях о том, как должны планироваться и развиваться работы по колониза ции. Впервые было заявлено о том, что предшествовать практическим ра ботам должны комплексные научные исследования. И впервые эти заявления стали реализоваться на практике. Уже в 1920 г. отряды Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ прибывают на Кольский п-ов. Ле том 1920 г. Экономический отряд Северной научно-промысловой экспеди ции во главе с Н.В. Воленс обследует хозяйство мурманских колонистов, что позволяет провести сравнительный анализ его 20-летнего развития. В структуре Управления Мурманской железной дороги появляется специ альный Колонизационный Отдел. В его задачи, в частности, входило об следование участков перспективных для колонизации. Эта работа продол жалась вплоть до ликвидации Комбината Мурманской железной дороги. Также на Мурмане работали экспедиции других ведомств и научных орга низаций, например, антрополого-этнографический отряд Кольской экспе диции Д.А. Золотарева 1928 г. (Золотарев Д.А. // Кольский сборник. Труды антрополого-этнографического отряда Кольской экспедиции, 1930). Дан ные, представленные в результате этих работ, и их предложения, позволя ют судить о перспективах развития колонизации Мурмана. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz