Орехова, Е. А. «Железнодорожная колонизация» Мурмана - теория и практика / Е. А. Орехова // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 71-75.
Е.А. Орехова «Железнодорожная колонизация» Мурмаиа —теория и практика Колонизация Мурманского берега Кольского п-ова на всем своем протяжении сопровождалась дискуссиями о наиболее эффективных мето дах ее проведения. На рубеже XIX - нач. XX вв. популярной темой обсуж дения стал российский и зарубежный опыт привлечения железных дорог к колонизации и экономическому развитию прилегающих к ним территорий. Реализация идей на практике началась в годы Первой мировой войны со строительством Мурманской железной дороги (далее МЖД). В это вре мя Север России стал рассматриваться как регион, который должен был сыграть важнейшую роль в послевоенном восстановлении страны1. Эта мысль не была оставлена и после Февральской революции. Следует отме тить, что проведение МЖД изменило традиционный смысл географиче ских терминов. Если ранее Мурман воспринимался как вполне определен ная, изолированная от остальной России территория, теперь он соединяется с внутренними частями Кольского п-ова и Карелией. Термин «Мурман» постепенно начинает применяться для обозначения всего Коль ского п-ова, появляется термин Олонецко-Мурманский, и позже Карело- Мурманский край, т.е. территория вдоль линии железной дороги, связан ная с ней экономически. В мае 1917 г. переселенческое управление министерства земледелия выпустило сборник «Колонизационные задачи в районе Мурманской же лезной дороги». Его авторы отметили, что незначительные результаты ко лонизации в предшествующий период были связаны с бессистемностью проводившихся мероприятий, вызванной отсутствием четких представле ний, как о ее целях и задачах, так и о регионе в целом. В сборнике были впервые четко сформулированы положения, на которых уже в 1920-е гг. строилась работа по колонизации Карело-Мурманского края: 1) краю не обходима не сельскохозяйственная или промысловая, а промышленная ко лонизация; 2) цель колонизации: получение от региона максимального и быстрого экономического эффекта путем эксплуатации главных богатств края - леса, рыбы и полезных ископаемых; 3) успех колонизации зависит от четкой последовательности в проведении работ с обязательным прове дением научных исследований природных ресурсов региона и уровня эко 1Российский Государственный архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Ф. 418. Оп. 1. Д. 5171. Л. 153-155. Всеподданнейший доклад министра путей сообщения А. Трепова от 1 октября 1916г. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz