Орехова, Е. А. «Железнодорожная колонизация» Мурмана - теория и практика / Е. А. Орехова // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 71-75.
Переселение хозяйств, неспособных к самостоятельному существо ванию, считалось недопустимым. Отметим, что в предшествующий период значительную часть колонистов составляли именно такие бедняки1. Начиная с 1927 г. деятельность Колонизационного отдела Комбината Мурманской железной дороги стала подвергаться острой критике. Глав ным упущением указывались «оторванность Колонизационного отдела от советского строя» и отсутствие «классового подхода», подбор «имущих» при зачислении в колонисты. Кроме того, Колонизационный отдел был об винен в бесхозяйственности, нецелевом расходовании средств, пускании пыли в глаза путем издания «изящных отчетов, печатаемых специальными рекламными изданиями» и т.п. Темпы заселения Мурмана, между тем, действительно оставляли желать лучшего. На 1 октября 1929 г. по Кольскому заливу было поселено всего 11 хозяйств (37 человек), переселение непосредственно на побережье лишь планировалось2. В период «железнодорожной колонизации» сохранились принципи альные черты колонизации побережья, сложившиеся в дореволюционный период - добровольность переселения, ориентация на уроженцев северных регионов. Однако, необходимость быстрого наращивания объемов рыбо- добычи из-за возникших в стране продовольственных трудностей, ужесто чение политической системы, потребовали форсировать и темпы заселения Мурмана. Власти перешли к принципиальному изменению подходов к ко лонизации региона. Summary. The article is devoted o f the theory and practice o f «railway colonization» o f the Murmansk coast o f the Kola Peninsula in 1920th. Colonization o f north- ern Russia was to provide post-war reconstruction. The purpose o f colonization was to obtain maximum economic benefit from the exploitation o f natural re- sources o f the region - the forest, fish and mineral resources. Have been retained the main features o f the pre-revolutionary colonization - voluntary, involve na- tive-bom northem Russia. Орехова E.A. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй по ловине X IX -первой трети XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2009. - С. 84-88. 2Там же. - С. 224-225. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz