Орехова, Е. А. «Железнодорожная колонизация» Мурмана - теория и практика / Е. А. Орехова // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 71-75.

ненужным, но и нежелательным, из-за опасности массовой безработицы. Поэтому, в частности, переселение на Мурманский берег было возможно только после восстановления его прибрежных «кустарных» промыслов. Для этого следовало удержать уже имевшееся там население и вернуть пришлых промышленников, без участия которых достижение прежнего уровня уловов при имевшейся технике промысла было невозможно1. Колонизационные мероприятия на Мурманском берегу вплоть до второй половины 1920-х гг. находились в стадии подготовки - проводи­ лись исследования района переселения и колонистских хозяйств, специ­ альными структурами Комбината (Управление рыбозвериными промысла­ ми - «Желрыба»), предпринимались меры по поддержке прибрежного промысла: строительство береговой инфраструктуры, скупка продуктов промысла у рыбаков и их кредитование, поставка необходимых товаров и проч. Впрочем, помимо «Желрыбы», аналогичные мероприятия проводили и другие организации (Севгосрыбтрест, местные кооперативы, частные лица и пр.), на фоне которых она выглядела не лучшим образом2. Основной центр колонизации предполагалось перенести на Восточ­ ный Мурман, поскольку возможности Западного берега были признаны исчерпанными. Главным центром колонизации должен был стать Коль­ ский залив, благодаря своей близости к железной дороге. Здесь же должны были возникнуть центры рыбопромышленной кооперации, которые могли позволить экономически оживить район. Мурманская губернская плановая комиссия (Губплан) выдвинула ряд своих предложений, которые затем были включены в общий план работ. Первоочередным объектом колониза­ ции была признана Кольская губа вместе с берегами р. Тулома, чье коло­ низационное значение усиливалось с проведением железной дороги. Кроме того, близость Мурманска создавала экономическую опору для будущих колонистских хозяйств по берегам Кольского залива. Колонистское хозяйство планировалось, как носящее «рыболовно­ промышленный уклон». Предполагалось «внедрение в среду колонистов навыков и приемов по переработке продуктов рыбного промысла путем создания кооперативно-артельных консервных заводов, коптилен, салото­ пен и пр.». Как и прежде при этом ссылались на опыт Норвегии. Особое внимание уделялось составу будущих колонистов - ими должны были стать «обеспеченные и предприимчивые рыбопромышленники», предпоч­ тение отдавалось лицам, знакомым с местными условиями и промыслами. ' Арнольдов А. Колонизация Мурмана. Достижения и ближайшие перспективы. - Л., 1924. Орехова Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй по­ ловине XIX - первой трети XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2009. - С. 222-224. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz