Орехова, Е. А. «Железнодорожная колонизация» Мурмана - теория и практика / Е. А. Орехова // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 71-75.
ненужным, но и нежелательным, из-за опасности массовой безработицы. Поэтому, в частности, переселение на Мурманский берег было возможно только после восстановления его прибрежных «кустарных» промыслов. Для этого следовало удержать уже имевшееся там население и вернуть пришлых промышленников, без участия которых достижение прежнего уровня уловов при имевшейся технике промысла было невозможно1. Колонизационные мероприятия на Мурманском берегу вплоть до второй половины 1920-х гг. находились в стадии подготовки - проводи лись исследования района переселения и колонистских хозяйств, специ альными структурами Комбината (Управление рыбозвериными промысла ми - «Желрыба»), предпринимались меры по поддержке прибрежного промысла: строительство береговой инфраструктуры, скупка продуктов промысла у рыбаков и их кредитование, поставка необходимых товаров и проч. Впрочем, помимо «Желрыбы», аналогичные мероприятия проводили и другие организации (Севгосрыбтрест, местные кооперативы, частные лица и пр.), на фоне которых она выглядела не лучшим образом2. Основной центр колонизации предполагалось перенести на Восточ ный Мурман, поскольку возможности Западного берега были признаны исчерпанными. Главным центром колонизации должен был стать Коль ский залив, благодаря своей близости к железной дороге. Здесь же должны были возникнуть центры рыбопромышленной кооперации, которые могли позволить экономически оживить район. Мурманская губернская плановая комиссия (Губплан) выдвинула ряд своих предложений, которые затем были включены в общий план работ. Первоочередным объектом колониза ции была признана Кольская губа вместе с берегами р. Тулома, чье коло низационное значение усиливалось с проведением железной дороги. Кроме того, близость Мурманска создавала экономическую опору для будущих колонистских хозяйств по берегам Кольского залива. Колонистское хозяйство планировалось, как носящее «рыболовно промышленный уклон». Предполагалось «внедрение в среду колонистов навыков и приемов по переработке продуктов рыбного промысла путем создания кооперативно-артельных консервных заводов, коптилен, салото пен и пр.». Как и прежде при этом ссылались на опыт Норвегии. Особое внимание уделялось составу будущих колонистов - ими должны были стать «обеспеченные и предприимчивые рыбопромышленники», предпоч тение отдавалось лицам, знакомым с местными условиями и промыслами. ' Арнольдов А. Колонизация Мурмана. Достижения и ближайшие перспективы. - Л., 1924. Орехова Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй по ловине XIX - первой трети XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2009. - С. 222-224. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz