Орехова, Е. А. «Железнодорожная колонизация» Мурмана - теория и практика / Е. А. Орехова // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 71-75.

номического развития населения. Данные исследований должны были лечь в основу подробного плана колонизации1. В 1920-1923 гг. в регионе были проведены основные подготовитель­ ные мероприятия. На Кольском полуострове и в Карелии начали работу несколько исследовательских отрядов, в основном совместно с Северной Научно-Промысловой Экспедицией ВСНХ. В Управлении МЖД еще в 1920 г. возникла структура, задачей которой было накопление материала для разработки проекта колонизационной работы, в 1922 г. был организо­ ван специальный Колонизационный отдел. Итогом подготовительной ра­ боты стало «Положение о колонизации Карело-Мурманского края», ут­ вержденное Советом Труда и Обороны СССР 25 мая 1923 г. С 1 октября 1923 г. промышленно-колонизационно-транспортный комбинат МЖД по­ лучил возможность начать колонизационную работу. Одновременно были разработаны и введены в действие ряд законодательных актов, посвящен­ ных колонизации, как в общесоюзном, так и в местном масштабе2. Таким образом, впервые к началу практических работ были установлены теоре­ тические и законодательные положения колонизации. Примечательно, что если в первые послевоенные годы еще звучала тема колонизации как сред­ ства защиты края от экономического и политического поглощения сопре­ дельными государствами, в первую очередь Финляндией, то по мере сти­ хания конфликтов на первое место окончательно вышли чисто экономические вопросы3. При реализации переселенческих мероприятий приоритет явно отда­ вался лесной промышленности Карелии и юга Кольского полуострова, так как фактически только она могла дать значительное количество товарной продукции, имевшей устойчивый спрос на внутреннем и внешнем рынке, что напрямую соответствовало цели колонизации. Рыба мурманских про­ мыслов ни по количеству, ни тем более по качеству конкурировать с лесом не могла, поскольку традиционно пользовалась спросом лишь в Архан­ гельской и ряде районов прилегающих северных губерний. «Промышленная и промысловая» колонизация Карело-Мурманского края в первую очередь должна была перераспределить уже имеющиеся там трудовые ресурсы для обеспечения тех предприятий и промыслов, которые восстанавливались или создавались вновь. Без предварительной подготов­ ки и создания рабочих мест появление новых жителей считалось не только 1 Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги / Сост. В.И. Рубин- ский. - Благовещенск, 1917. Орехова Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского п-ова во второй половине XIX - первой трети XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2009. - С. 107-111. Арнольдов А. Вторые Дарданеллы. Мурманский выход в Европу.- Петроград, 1922., Арнольдов А. Колонизация Мурмана. Достижения и ближайшие перспективы,- Л .,1924. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz