Орехова, Е. А. «Железнодорожная колонизация» Мурмана - теория и практика / Е. А. Орехова // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 71-75.

Е.А. Орехова «Железнодорожная колонизация» Мурмаиа —теория и практика Колонизация Мурманского берега Кольского п-ова на всем своем протяжении сопровождалась дискуссиями о наиболее эффективных мето­ дах ее проведения. На рубеже XIX - нач. XX вв. популярной темой обсуж­ дения стал российский и зарубежный опыт привлечения железных дорог к колонизации и экономическому развитию прилегающих к ним территорий. Реализация идей на практике началась в годы Первой мировой войны со строительством Мурманской железной дороги (далее МЖД). В это вре­ мя Север России стал рассматриваться как регион, который должен был сыграть важнейшую роль в послевоенном восстановлении страны1. Эта мысль не была оставлена и после Февральской революции. Следует отме­ тить, что проведение МЖД изменило традиционный смысл географиче­ ских терминов. Если ранее Мурман воспринимался как вполне определен­ ная, изолированная от остальной России территория, теперь он соединяется с внутренними частями Кольского п-ова и Карелией. Термин «Мурман» постепенно начинает применяться для обозначения всего Коль­ ского п-ова, появляется термин Олонецко-Мурманский, и позже Карело- Мурманский край, т.е. территория вдоль линии железной дороги, связан­ ная с ней экономически. В мае 1917 г. переселенческое управление министерства земледелия выпустило сборник «Колонизационные задачи в районе Мурманской же­ лезной дороги». Его авторы отметили, что незначительные результаты ко­ лонизации в предшествующий период были связаны с бессистемностью проводившихся мероприятий, вызванной отсутствием четких представле­ ний, как о ее целях и задачах, так и о регионе в целом. В сборнике были впервые четко сформулированы положения, на которых уже в 1920-е гг. строилась работа по колонизации Карело-Мурманского края: 1) краю не­ обходима не сельскохозяйственная или промысловая, а промышленная ко­ лонизация; 2) цель колонизации: получение от региона максимального и быстрого экономического эффекта путем эксплуатации главных богатств края - леса, рыбы и полезных ископаемых; 3) успех колонизации зависит от четкой последовательности в проведении работ с обязательным прове­ дением научных исследований природных ресурсов региона и уровня эко­ 1Российский Государственный архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Ф. 418. Оп. 1. Д. 5171. Л. 153-155. Всеподданнейший доклад министра путей сообщения А. Трепова от 1 октября 1916г. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz