Беляев Д. П. Освоение Мурманского берега Кольского полуострова и архипелага Новая Земля в 1920-1930-х гг.: сравнительный анализ колонизационных процессов / Беляев Д. П., Орехова Е. А. // Живущие на Севере : альманах / Мурманский гос. гуманитарный университет. – Мурманск : МГГУ, 2012. – Вып. 2. – С. 31-39.

ОСВОЕНИЕ МУРМАНСКОГО БЕРЕГА КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА И АРХИПЕЛАГА НОВАЯ ЗЕМЛЯ В 1920-1930-Х ГГ.: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОЛОНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ* Д.П. Беляев, Е.А. Орехова Со второй четверти XIX в. на северо-западных окраинах Российской империи стала складываться неблагоприятная ситуация. Бурный экономический рост в Северной Норвегии сопровождался активизацией норвежских промышленников на российских приарктических территориях. Усугублялось это их слабым экономическим развитием, малой или полной незасе- ленностью, что создавало реальную угрозу постепенного экономического, а затем и политиче­ ского поглощения этих земель. В качестве меры противостояния данной экспансии была пред­ ложена колонизация Мурманского берега Кольского полуострова и архипелага Новая Земля. Кроме того, по мысли представителей русских властей, переселение могло бы разрешить целый ряд серьезных социально-экономических проблем, существовавших в обширном регионе - Ар­ хангельской и части Олонецкой губернии, а также северной Финляндии1. Итогом мероприятий, проводившихся здесь с 1860 г., стало создание сети постоянных населенных пунктов - колоний, промысловой, транспортной и социальной инфраструктуры на Мурманском берегу Кольского полуострова и архипелаге Новая Земля. Можно смело утвер­ ждать, что благодаря усилиям центральных и губернских властей эти территории остались в составе империи, хотя надежды на создание развитого экономического региона, подобного нор­ вежскому Финнмарку, не оправдались. Первая Мировая война и последовавшие за ней революция и Гражданская война не ос­ тановили процесс колонизации, хотя, лишившись государственной поддержки, он приобрел стихийный характер. Не прекратились и поиски наиболее эффективных методов проведения колонизационных мероприятий - новым мощным фактором стало строительство Мурманской железной дороги. В тяжелый военный период именно Русский Север рассматривался как реги­ он, благодаря своим ресурсам способный внести огромный вклад в экономическое восстанов­ ление страны2. Железная дорога, как путь товарообмена, становилась главным фактором хозяй­ ственного развития края и использования его природных богатств - леса, рыбы и минеральных ресурсов. Колонизация Мурмана в советский период имела свои специфические черты. Так, впервые ей был придан плановый и централизованный характер, были созданы специальные местные и центральные органы власти, отвечавшие за колонизацию. Кроме того, колонизация Мурмана была «вписана» в общий процесс экономического освоения Севера России (КМК). Более четко были определены и задачи колонизации 1920-1930-х гг. - она должна была обеспе­ чить восстановление, а затем и увеличение добычи рыбы, что было особенно важно в условиях существовавших в СССР продовольственных проблем. Царский опыт на службе советских администраторов: все новое - это хорошо забытое старое Дореволюционное законодательство, касающееся колонизации Мурмана базировалось в основном на трех Положениях 1860, 1868 и 1876 гг., которые дополнялись и уточнялись отдель­ ными законодательными актами (Положениями и Мнениями) и общероссийским законодатель­ ством (Уставы, Положения, Законы)3. Хотя в нем присутствовало стремление учесть географи­ ческую, хозяйственную и культурную специфику региона, но, вместе с тем, многие из положе­ ний и льгот на практике не действовали. Так, например, гарантированная возможность бесплат­ но пользоваться лесом для строительства не учитывала то, что на побережье его практически нет. Введение некоторых льгот, очевидно, было следствием того, что центральная власть счита­ ла более рациональным поступиться незначительными, по ее мнению результатами, чем созда­ вать на Мурмане систему контроля. Так, для Министерства Финансов было выгоднее согласить­ ся на беспошлинный ввоз иностранных товаров, чем содержать на Мурмане таможенный аппа­ рат, к тому же неспособный постоянно контролировать побережье на всем его протяжении. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz