Беляев Д. П. Освоение Мурманского берега Кольского полуострова и архипелага Новая Земля в 1920-1930-х гг.: сравнительный анализ колонизационных процессов / Беляев Д. П., Орехова Е. А. // Живущие на Севере : альманах / Мурманский гос. гуманитарный университет. – Мурманск : МГГУ, 2012. – Вып. 2. – С. 31-39.

щимся на побережье, предоставлялась бесплатная перевозка к месту водворения с семьей и имуществом (раздел 2, п. 16в, прим.)8. При разработке положений регулирующих процесс заселения арктических архипелагов, как и до 1917 г., власти шли по пути наименьшего сопротивления. Вместо разработки особых положений, учитывающих экстремальные (даже по северным меркам) условия жизни на Новой Земле, за основу брали «мурманский» вариант. Так, например, было принято два постановления «О порядке въезда на острова Северного Ледовитого океана» и «О льготах населению островов Северного Ледовитого океана, подведомственных управлению по колонизации и эксплуатации промысловых хозяйств на островах» СНК РСФСР от 15 мая 1925 г. по которым все колонисты освобождались от уплаты прямых государственных налогов и сборов, им предоставлялись пра­ во безакцизного и беспошлинного вывоза товаров и грузов, ряд других льгот9. Еще ранее они были освобождены от воинской повинности. В соответствии с этими постановлениями, архангельскими губернскими властями были разработаны «Правила поселения на островах Северного Ледовитого океана». Каждый пересе­ ленец, выезжающий на срок не менее 5 лет, получал пособие в 500 рублей, беспроцентную ссу­ ду - 250 рублей на приобретение предметов домашнего обихода и некоторые другие льготы. В районах промыслов устанавливались жесткие сроки лова и охоты на морских зверей, рыбу и птицу, велась активная борьба с браконьерами10. Государство в лице Управления островами брало на себя расходы, связанные с отправкой колонистов к месту поселения, снабжением их орудиями промысла (винтовка, сети, капканы и пр.), обеспечением продовольствием и жильем. В свою очередь, колонисты давали обязатель­ ство погасить предоставляемую субсидию в течение 2 лет и весь добываемый промысел сдавать Управлению, а не продавать его другим лицам или организациям, пребывавшим на остров. Таким образом, хотя в 1917 г. прежнее законодательство по колонизации было ликвиди­ ровано, его принципы, в первую очередь в отношении льгот для переселенцев, сохранились в период 1920-х гг. Однако с конца 1920-х гг. советское законодательство стало стремиться к унификации и подчинению общей системе всех многообразных групп населения, существо­ вавших в СССР, в том числе колонистов-переселенцев Мурманского берега и Новой Земли. Развитие социальной инфраструктуры как фактор успеха колонизации Развитие социальной инфраструктуры, прежде всего систем здравоохранения и образо­ вания было важным фактором успешности колонизации. Наличие школ и больниц обеспечива­ ло привлекательность районов переселения для потенциальных колонистов. Вместе с тем оно выполняло функцию по обеспечению безопасности в различных сферах. Особенно важным это было для Мурманского берега с его многонациональным населением и опасностью возникно­ вения и распространения вместе с пришлыми промышленниками массовых эпидемий. Вопрос о массовой безграмотности колонистов Мурманского берега, в первую очередь русских и карел, как одном из главных препятствий в развитии и техническом обновлении про­ мысла, неоднократно поднимался и до, и после революции. Между тем, существовавшая на Мурмане до начала XX в. система школьного образования ограничивалась несколькими цер­ ковно-приходскими школами, в большинстве из которых уровень образования был весьма ни­ зок11. Хотя для советской власти вопрос о деятельности школ имел важное идеологическое зна­ чение, вплоть до 1930-х гг. ситуация в этой сфере оставалась довольно напряженной, а состоя­ ние школьного образования находилось фактически на дореволюционном уровне. В послереволюционный период положение школ на Мурманском берегу, как и по всему уезду, ухудшилось. Летом-осенью 1919 г. возник вопрос о школах, находившихся в финских и норвежских колониях, подчас приобретавший политическую окраску. Целый ряд крупных фин­ ских колоний (Вайда-губа, Червяная, Земляная и Ура-губа) отказались от помощи школам, со­ славшись на трудное экономическое положение. Особенно вызывающе это выглядело на фоне притязаний Финляндии на Западный Мурман и примере норвежской колонии Цып-Наволок, выразившей полную готовность материально поддержать русскую школу12. В 1920-х гг. ряд школ, существовавших ранее, был закрыт, большинство из действую­ щих не имели собственных зданий и размещались в приспособленных помещениях, ощущалась 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz