Орехова Е. А. Проект «социалистической колонизации» Мурманского берега 1932 г. // Сборник докладов XXXVIII областной краеведческой научно-практической конференции к 85-летию Мурманского областного краеведческого музея / Ком. по культуре и искусству Мурм. обл., Мурм. обл. краевед. музей. – Мурманск, 2012. - С. 32-37.

Е.А. Орехова. Проект «социалистической колонизации» Мурманского берега 1932 г. После окончательного установления на Кольском Севере советской власти Мурманский берег стал объектом внимания властей благодаря своим рыбным промыслам, причем не только как источник продовольствия, но и как регион, куда можно было перебросить население из районов, охваченных голодом. Так, 3 августа 1921 г. Народный Комиссариат Продовольствия и «Главрыба» направили в Мурманское областное управление рыбных и звериных промыслов и председателю Мурманского губернского экономического совещания предложение «в срочном порядке предоставить в Центр соображения по поводу переселения кустарей из голодающих губерний в рыбопромысловые районы (на основе добровольности)» (1; С.9). Проекты колонизации Мурмана в 1920-х и 1930-х гг. существенно различались между собой. Период і 920-х гг. был связан, прежде всего, с проектами так называемой «железнодорожной колонизации» или «канализации». Мурманский берег в этих проектах утратил свое значение самостоятельного колонизационного района и рассматривался в рамках обширного Карело-Мурманского края, включавшего в себя всю территорию Карелии и Кольского полуострова, прилегавшую к линии Мурманской железной дороги. В это время сохранялись принципиальные черты колонизации побережья, сложившиеся в предыдущий период - добровольность переселения, ориентация на уроженцев северных регионов при отборе колонистов, поддержка индивидуальных хозяйств. Начиная с 1927 г. деятельность Колонизационного отдела стала подвергаться все большей критике, как в прессе, так и в органах власти. Был поднят вопрос об отсутствии «классового подхода» при отборе переселенцев, о «деклассировании пролетарских элементов», «извращения классовой линии» и «опеке кулаков» со стороны комбината Мурманской железной дороги (9;С.4). Период 1930-х гг. связан с проведением «социалистической колонизации» Мурманского берега. В это время колонизация Мурмана вновь выделяется как самостоятельное направление. Продовольственные сложности, начавшиеся еще в 1929 г. вызвали необходимость форсирования рыбозаготовок во всех промысловых бассейнах. Однако эта задача натолкнулась на значительные кадровые проблемы. В связи с перестройкой экономики регионов, традиционно поставлявших рыбаков для Мурмана, местные промыслы столкнулись с огромным дефицитом рабочих рук. «Железнодорожная колонизация» не привела на Мурман значительного числа колонистов. В связи с этим возник ряд проектов массового переселения на Мурман рыбаков-колонистов для обеспечения форсированной рыбодобычи. При этом планируемое число переселенцев несколько раз изменялось в сторону увеличения, что делало реализацию этих проектов практически 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz