Орехова Е. А. Проект «социалистической колонизации» Мурманского берега 1932 г. // Сборник докладов XXXVIII областной краеведческой научно-практической конференции к 85-летию Мурманского областного краеведческого музея / Ком. по культуре и искусству Мурм. обл., Мурм. обл. краевед. музей. – Мурманск, 2012. - С. 32-37.
Кроме того, в связи с развитием глубинного лова, большинство квалифицированного колхозного рыбачества будет занято на лове в море и потребуется для берегового лова новая рабсила. Необходимо как минимум переселить на берег - 400 рыбацких х-в: 1934 г. - 100, 1935 г. - 100, и 1936 г. - 200, желательно из районов Карелии и Северного края». (6; С. 12). Мурманский рыбный промысел в прибрежной зоне по сравнению с траловым ловом сохранял резко примитивный, пассивный характер. По расчетам Плановой комиссии к концу пятилетия 1933-1937 гг. для осуществления намеченных размеров улова требовалось минимум 8.000 человек, включая людей, необходимых для обработки продукции и для подсобных предприятий. В 1937 г. недостаток рабочей силы на берегу ожидался в количестве до 6.000 человек работоспособного населения и 3500-4000 постоянных хозяйств. (7; С.49) Конечным годом плана был 1940г., когда должны были быть осуществлены «главнейшие основы социализма». Однако, как заявил на совещании при Мурманской окружной плановой комиссии 04.04.1931г., В.К.Алымов: «Из проектов видно, что социализм мы будем осуществлять при технических приемах рыболовства каменного века (поддев)». (8; С.38) Предстояло серьезное изменение техники лова, что также нужно было предусмотреть при разработке колонизации в связи с теми целями, которые перед ней стояли. Литература: 1.ГАМОФ.р-54 Оп.1 Д.92; 2. ГАМО. Ф. 21ЗР. On. 1Д. 115; 3.ГАМО. Ф. 213Р. Оп.1.Д.39; 4. ГАМО. Ф. 213Р. Оп. 1Д. 137; 5. ГАМО. Ф. 213Р.Оп. 1Д. 618; 6. ГАМО. Ф. 213Р. On. 1Д. 618; 7. ГАМО. Ф. 213Р. On. 1Д. 618; 8. ГАМО. Ф. 213Р. Он. 1Д. 322; 9. Советов А. За классовую линию в Карело-Мурманской колонизации. // Карело-Мурманский край.-1928.-№12 , Спасский А. за классовую линию в колонизации! (Дискуссия) Неблагодарная работа // Карело- Мурманский край. -1929. №1, Спасский А. Комбинат Мурманский железной дороги должен быть сохранен. //№ 4-5.-1929; Шелепугин Ф. Чего не следует забывать при колонизации Карело-Мурманский край. // 1929№ 9-10; 10.Этот источник был заимствован из опыта колонизации Далыіе- 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz