Орехова Е. А. Колонии Мурманского берега в 1914-1918 годах // Первая мировая война и Европейский Север России : материалы международной научной конференции "Великая война и Европейский Север России (к 100-летию начала Первой мировой войны)", Архангельск, 21-25 июня 2014 г. / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. Ломоносова. – Архангельск : ИД САФУ, 2014. - С. 45-52.
Лишенный постоянной связи с регионом и центром страны, он не мог выполнять ни военных, ни коммерческих функций. Это же обстоятельство затрудняло его деятельность как нового уездного центра. В нач. ХХ в. большое внимание к себе привлек вопрос о железнодорожной колонизации или «канадизации», началось активное обсуждение ее форм и методов. Особое звучание этот вопрос принял в годы Первой мировой войны. Его обсуждение не прекращалось и после Февральской и Октябрьской революций. Главной темой стала возможность использования железной дороги для развития всего Севера России, а также послевоенного восстановления экономики. 1 Во Всеподданнейшем докладе министра путей сообщения А.Ф. Трепова от 1 октября 1916 г. отмечалось: «Совершенно необходимо приступить к устроению Севера безотлагательно, дабы он мог быть использован особенно для надобностей ближайшего после войны времени». Министр обратил внимание также на то, что: «Пробуждение Севера к более интенсивной и промышленной жизни неминуемо должно привлечь новый приток в край населения, как в район дороги, так и вообще на Мурман. Необходимо поэтому ныне же озаботиться разработкой ряда мер для поощрения и возможно большего облегчения этого переселения». 2 Очевидно, что в данном случае речь шла об освоении Кольского п-ова вообще, а не только его северной прибрежной полосы. В условиях войны и появления новых факторов – железной дороги и порта, стали переосмысляться методы и цели колонизации Севера. В мае 1917 г. Переселенческое управление Министерства земледелия выпустило сборник «Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги» . 3 В нем был проанализирован ход колонизации, начиная с 1860-х гг. В целом он был признан неудачным. Причиной были названы незнакомство местных и 1 Ринек А. К вопросу о Мурманской железной дороге//ИАОИРС. 1914. №11; Жилинский А. Несколько слов о железной дороге на Мурман// ИАОИРС. 1914. №14; Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги. Благовещенск, 1917 г.; Чиркин Г.Ф. Колонизационные задачи на Русском Севере//Вопросы колонизации. Петроград, 1917. С. 1-14; Он же. Колонизация Севера и пути сообщения. Петроград, 1919; Пальчинский П. Ближайшие задачи в деле экономического развития Северного Края. Петроград, 1918. 2 РГА ВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 5171. Л. 153,155. 3 Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги. Благовещенск, 1917 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz