Орехова Е. А. Колонии Мурманского берега в 1914-1918 годах // Первая мировая война и Европейский Север России : материалы международной научной конференции "Великая война и Европейский Север России (к 100-летию начала Первой мировой войны)", Архангельск, 21-25 июня 2014 г. / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. Ломоносова. – Архангельск : ИД САФУ, 2014. - С. 45-52.

ограничения на продажу хлеба из казенных хлебных магазинов. В 1916-1917 гг. разрешалось продавать «не больше 2 мешков муки в месяц на большую семью и то при действительной нужде». 1 Возникла проблема неравномерного распределения продовольствия по населенным пунктам. Так, в феврале 1917 г. сложился недостаток муки в Печенге и избыток в Териберке, но транспортировка делала ее стоимость недопустимо высокой. 2 В целом, сложившийся к кон. XIX в. рынок сельскохозяйственной продукции колоний значительно сократился, а все отрасли сельского хозяйства вернулись к обеспечению натуральных потребностей населения. Проведение Мурманской железной дороги изменило традиционный смысл географических терминов. Если раньше Мурман воспринимался как вполне определенная, изолированная от остальной России территория, теперь он соединяется с внутренними частями Кольского п-ова и Карелией. Слово «Мурман» постепенно начинает применяться для обозначения всего Кольского п-ова, появляется термин Олонецко-Мурманский, и позже Карело-Мурманский край, т.е. территория вдоль линии железной дороги, связанная с ней экономически. Речь шла уже о колонизации значительно больших пространств, что предполагало развитие и использование не только традиционных для побережья морских ресурсов, но также продукции лесного хозяйства и других отраслей. Еще на начальном этапе колонизации Мурманского берега было очевидно, что ее успех будет зависеть от развития инфраструктуры и связи с центром страны. Вопрос о строительстве на незамерзающем побережье Баренцева моря военного и коммерческого порта, а также железной или «комбинированной» дороги, рассматривался с 1870-х гг . 3 Однако, по разным причинам, все мероприятия ограничились образованием в 1899 г. города Александровска. 1 ГАМО. Ф. Р-27. Оп.1. Д. 1. Л. 1, 6. 2 ГАМО. Ф. Р-27. Оп.1. Д. 1. Л.12-13 об. 3 Риппас Б. Отчет о поездке на Кольский полуостров летом 1894 года для осмотра местности от села Кандалакши до города Колы и Екатерининской гавани по линии предполагаемой С.-Петербург-Мурманской железной дороги СПб., 1895; Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района. Петроград, 1916; Ярмолич Ф.К. О проекте сооружения «комбинированного» пути на Мурман Олонецкого губернатора Н.В. Протасьева (1910 год)// III Ушаковские чтения: сборник научных статей. Мурманск: МГПУ, 2006. С. 36-39.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz