Орехова Е. А. Рецензия на «Баренц-сборник: 20-летие Баренцева Евро-Арктического сотрудничества» // Новейшая история России. – 2013. - № 3 (08). - С. 293-298.

294 Новейшая история России / Modern history of Russia. 2013. №3 власти — национальные и региональные парламенты, во взаимодействии которых заложен большой потенциал (С. 23–28). Примечательно, что официальные представители обеих стран в качестве наи- более заметного результата 20-летнего Баренцева сотрудничества называют развитие «народной ди- пломатии» и накопление опыта взаимодействия в разных сферах. На это положение указывают также исследователи БЕАР. Во второй части первого раздела сборника представлены «Мнения экспертов: статьи и анали- тика». Статья аспирантки Института истории и религиоведения Университета Тромсё Л. И. Ландсем «Возникновение Баренцева региона: опыт исследования региональных инициатив», содержит фраг- менты из одноименной книги 2 . Эта работа обращается к исследованию общественных настроений на местах в сфере культуры, экономической и политической жизни в период, предшествовавший обра- зованию региона. Как показывает автор, идеи межрегионального трансграничного сотрудничества в этих областях на местах существовали и частично реализовывались и до 1993 г. Возникновение Ба- ренцева региона представляется автору «результатом настроений и сил, которые действовали снизу, а оценки и инициативы предпринимались на центральном уровне» (С. 29–34). Причины появления новой системы в межгосударственных отношениях анализируют в своих статьях О. В. Зарецкая и С. Бунес. «Роль Норвегии в создании и становлении Баренцева Евро-Аркти- ческого региона в конце ХХ века» рассматривает заместитель директора по международному сотруд- ничеству Института социально-гуманитарных и политических наук С(А)ФУ О. В. Зарецкая. Анализируя этапы развития сотрудничества в БЕАР, начиная с создания системы Северного Калотта в 1960-х го- дов, автор выделяет основные составляющие норвежской политики в отношении Баренцева региона: политика безопасности, направленная на устранение доминирования России в Арктике; восточно- европейская политика, направленная на экономическое реструктурирование и решение экологиче- ских проблем; рыночная политика, призванная усилить норвежское влияние в ЕС, в том числе, в части контроля над арктическими морскими ресурсами. Двигаясь по этим направлениям, Норвегия к концу ХХ в. стала активным участником регионального взаимодействия, а в отношении БЕАР взяла на себя не только инициативу создания, но и выработку основных направлений функционирования этого со- трудничества (С. 34–42). Статья С. Бунеса, научного сотрудника Института истории и религиоведения Университета Тромсё «Stoltenberg, Kozyrev and the Barents Euro-Arctic Region» прослеживает зарождение проекта Баренцева сотрудничества, важную роль в процессе создания которого сыграла совместная деятель- ность министров иностранных дел Норвегии и России Т. Столтенберга и А. В. Козырева. По мнению автора, это стало результатом новой норвежской политики на Севере Европы, сформировавшейся под воздействием окончания «холодной войны», реформ в СССР, его распада и возникновения Российской Федерации. В качестве мотива к появлению новой политики со стороны Норвегии автор выделяет ее стремление к урегулированию морских границ, укреплению безопасности и многостороннему со- трудничеству на Севере. Россия, как полагает автор, руководствовалась соображениями экономиче- ской целесообразности. С. Бунес утверждает, что норвежской дипломатии в 1990-х годах не удалось добиться решения по морской границе из-за того, что российская сторона не решилась идти на уступ- ки по внутриполитическим причинам (С. 42–47). Актуальная тема разграничения морских территорий продолжается статьей главного редак- тора электронного научного журнала «Арктика и Север» Ю. Ф. Лукина «Российско-норвежский до- говор о разграничении в Баренцевом море (2010 г.): взгляд из Архангельска». В ней приводится тщательный анализ этого документа и последствий для России, где отношение к нему было и оста-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz