Орехова Е. А. Мурманск и колонизация Карело-Мурманского края // Мурманск в истории российской государственности : сборник докладов международной научно-практической конференции, [посвященной 100-летию города Мурманска], Мурманск, 22-23 сентября 2016 года / [сост. Н. М. Понамарева]. – Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2016. – С. 118-128.

Орехова Е.А. Мурманск и колонизация Карело-Мурманского края. Строительство Мурманской железной дороги в 1915-1916 годах привело к изменению традиционных географических понятий, появлению новых населенных пунктов и административно-территориальных образований, внесло изменения в процессы, развивавшиеся на Русском Севере на рубеже XIX-ХХ веков. Если ранее Мурман воспринимался как вполне определенная, изолированная от остальной части России территория, то теперь он связывается с внутренними частями Кольского п-ова и Карелией. Термин «Мурман» постепенно начинает применяться для обозначения всего Кольского п- ова, появляется термин Олонецко-Мурманский, а затем и Карело-Мурманский край, то есть территория вдоль линии МЖД, связанная с ней экономически. С 1 октября 1923 года МЖД начала колонизационную работу в соответствии с «Положением о колонизации Карело- Мурманского края» от 25 мая 1923 г. К работе приступил промышленно-колонизационно- транспортный комбинат МЖД. Одновременно были разработаны и введены в действие посвященные колонизации законодательные акты общесоюзного и местного уровня . 1 Впервые ко времени начала практических работ по колонизации были установлены ее теоретические и законодательные положения, в которых были учтены и некоторые предложения местных властей. При реализации первых переселенческих мероприятий приоритет явно отдавался лесной промышленности Карелии и юга Кольского п-ова. Фактически только она могла дать значительное количество товарной продукции, имевшей устойчивый спрос на внешнем и внутреннем рынках, что напрямую соответствовало цели колонизации. При продвижении колонизации на север края, её главным центром должен был стать Кольский залив и берега реки Туломы, благодаря своей близости к железной дороге. Экономической основой для будущих колонистских хозяйств этого района являлся город Мурманск, способный предоставить им рынки сбыта продукции и рабочие места . 2 Мы остановимся на одном из эпизодов колонизации КМК – мероприятиях, проводившихся в самом Мурманске. Это был административный центр новой Мурманской губернии, конечная точка МЖД, торговый порт, он же был центром самого северного колонизационного района. Возникший ходе Первой мировой войны благодаря строительству порта и железнодорожной станции, в период Гражданской войны город столкнулся с катастрофическим оттоком населения. Из 15 тысяч человек, живших здесь в 1916 году, в 1 Орехова Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского п-ова во второй пол. XIX – первой трети ХХ вв.: дисс. … канд.ист.наук. – СПб., 2009. – С. 107-111. 2 Орехова Е.А. Подготовка положения о колонизации Карело-Мурманского края – взгляд из Мурманска//1922 год в судьбах России и Европейского Севера: финал, итоги, последствия Гражданской войны в России: сборник материалов международной научной конференции. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. - С. 140-142.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz