Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 27 с. – На правах рукоп.
24 ряда колоний было переселено в другие населенные пункты, а «инонацио нальные» колонии ликвидированы в 1940 г. В четвертом параграфе рассматривается политика власти по созда нию социальной инфраструктуры в колониях Мурмана в 1920-30-х гг. Не смотря на то что для советской власти социальная сфера имела важное идеологическое значение, вплоть до конца 1920-х гг. и система школьного образования, и система здравоохранения находились, в основном, на доре волюционном уровне. Лишь с началом массового переселения на побере жье в 1930-х гг., в том числе и спецпереселенцев, власти встали перед не обходимостью их срочного совершенствования. Властям приходилось учитывать и отмеченный в 1929 г. отток населения с побережья к город ским центрам, вызванный, в частности, неразвитостью социальной инфра структуры. Как и в дореволюционный период, интерес со стороны власти к этой сфере в немалой степени был обусловлен проблемой безопасности в регионе: необходимостью натурализации, обеспечения лояльности, поли тической и социальной адаптации «чужеродного» населения - колонистов иностранного происхождения и высланных на Мурман спецпоселенцев (с 1930-х гг.). В заключении диссертации представлены общие выводы исследо вания. 1. Начало официальной колонизации Мурманского берега относится к 1860 г. Однако неофициальное, стихийное переселение с территории Финляндии и Норвегии в крайне незначительных масштабах началось не сколько ранее. 2. Этапы в создании законопроектов и проектов освоения Кольского Севера прослеживаются достаточно четко. Первоначально колонизация рассматривалась как средство улучшения благосостояния беднейшей части населения губернии. Эта задача подкреплялась и первыми положениями о колонизации, которые сводились к предоставлению колонистам налого вых, финансовых льгот и максимальной свободы деятельности. Это во многом объяснялось невозможностью, а зачастую и нежеланием, вникать в различные сферы деятельности колонистов, что требовало финансовых за трат, отдача от которых, по мнению властей, была незначительна. Лишь когда результаты действия ряда льгот стали особенно опасны как в эконо мическом, так и в политическом смысле, центральная власть стала их ог раничивать. При этом региональные власти, как правило, были настроены более жестко. Негативные последствия колонизации побудили власти к поиску новых средств ее проведения. Так, в конце XIX в. одним из условий успешной колонизации считали привлечение не населения, а капиталов, государственных и частных, что должно было повлечь за собой развитие промышленности и создавало условия для роста населения. Эта идея полу чила продолжение в теории и практике «железнодорожной колонизации», которая достигла своего расцвета в 1920-х гг. В этот период колонизация
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz