Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 27 с. – На правах рукоп.

18 ны). Безусловно, в нем присутствовало стремление учесть географиче­ скую, хозяйственную и культурную специфику региона. Вместе с тем мно­ гие из положений и льгот на практике не действовали. Введение некото­ рых льгот, очевидно, было следствием того, что центральная власть счита­ ла более рациональным поступиться незначительными, по ее мнению, ре­ зультатами, чем создавать на Мурмане систему контроля. Первоначально это относилось к торговым льготам, находившимся в ведении министерст­ ва финансов. Для последнего было выгоднее согласиться на них, нежели содержать на Мурмане таможенный аппарат, к тому же не способный по­ стоянно контролировать побережье на всем его протяжении. Льготы для иностранцев давали возможность властям игнорировать требовавшие фи­ нансовых затрат средства ассимиляции и необходимость содержания спе­ циального административного аппарата. Лишь в начале XX в. губернатор Н.В. Сосновский нашел политические и экономические обоснования для создания и финансирования русских школ в «инородческих» колониях с целью натурализации их населения. Ряд положений законодательства про­ тиворечил другим и тем самым создавал основу для конфликтов и разно­ гласий между колонистами, промышленниками, властями и коренными жителями края. Это, в свою очередь, неблагоприятно сказывалось на об­ щем ходе его колонизации. Следует отметить также, что активная деятель­ ность переселенческих учреждений различных ведомств в начале XX в. на Мурманский берег не распространялась. Не распространилось на него и переселенческое законодательство 1905-1907 гг. Хотя в 1917 г. прежнее законодательство по колонизации было ликвидировано, его принципы, в первую очередь в отношении льгот для переселенцев, сохранились в пери­ од «железнодорожной колонизации» 1920-х гг. В частности были сохране­ ны льготы по воинской повинности, уплате налогов, система ссуд и креди­ тов. С конца 1920-х гг. советское законодательство стало стремиться к унификации и подчинению общей системе всех многообразных групп на­ селения, существовавших в СССР, в том числе и колонистов Мурманского берега. Быстрый экономический рост привел к массовому притоку в Мур­ манский округ новых жителей, необходимость привлечения и удержания которых требовала распространения льгот на всех работавших в крае. Ито­ гом стала фактическая ликвидация особого статуса колонистов, обратив­ шихся в советских рабочих и колхозников. Во второй главе - «Колонизация Мурмана в конце 1850-х - 1920 гг.» - рассматриваются общий ход колонизации в указанный период; участие в этом процессе различных этнических групп; формирование структуры колоний, а также мероприятия властей по развитию колониза­ ции. Первый параграф посвящен участию в колонизации различных этни­ ческих групп. Несмотря на то что в отечественной и в зарубежной исто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz