Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 27 с. – На правах рукоп.
18 ны). Безусловно, в нем присутствовало стремление учесть географиче скую, хозяйственную и культурную специфику региона. Вместе с тем мно гие из положений и льгот на практике не действовали. Введение некото рых льгот, очевидно, было следствием того, что центральная власть счита ла более рациональным поступиться незначительными, по ее мнению, ре зультатами, чем создавать на Мурмане систему контроля. Первоначально это относилось к торговым льготам, находившимся в ведении министерст ва финансов. Для последнего было выгоднее согласиться на них, нежели содержать на Мурмане таможенный аппарат, к тому же не способный по стоянно контролировать побережье на всем его протяжении. Льготы для иностранцев давали возможность властям игнорировать требовавшие фи нансовых затрат средства ассимиляции и необходимость содержания спе циального административного аппарата. Лишь в начале XX в. губернатор Н.В. Сосновский нашел политические и экономические обоснования для создания и финансирования русских школ в «инородческих» колониях с целью натурализации их населения. Ряд положений законодательства про тиворечил другим и тем самым создавал основу для конфликтов и разно гласий между колонистами, промышленниками, властями и коренными жителями края. Это, в свою очередь, неблагоприятно сказывалось на об щем ходе его колонизации. Следует отметить также, что активная деятель ность переселенческих учреждений различных ведомств в начале XX в. на Мурманский берег не распространялась. Не распространилось на него и переселенческое законодательство 1905-1907 гг. Хотя в 1917 г. прежнее законодательство по колонизации было ликвидировано, его принципы, в первую очередь в отношении льгот для переселенцев, сохранились в пери од «железнодорожной колонизации» 1920-х гг. В частности были сохране ны льготы по воинской повинности, уплате налогов, система ссуд и креди тов. С конца 1920-х гг. советское законодательство стало стремиться к унификации и подчинению общей системе всех многообразных групп на селения, существовавших в СССР, в том числе и колонистов Мурманского берега. Быстрый экономический рост привел к массовому притоку в Мур манский округ новых жителей, необходимость привлечения и удержания которых требовала распространения льгот на всех работавших в крае. Ито гом стала фактическая ликвидация особого статуса колонистов, обратив шихся в советских рабочих и колхозников. Во второй главе - «Колонизация Мурмана в конце 1850-х - 1920 гг.» - рассматриваются общий ход колонизации в указанный период; участие в этом процессе различных этнических групп; формирование структуры колоний, а также мероприятия властей по развитию колониза ции. Первый параграф посвящен участию в колонизации различных этни ческих групп. Несмотря на то что в отечественной и в зарубежной исто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz