Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 27 с. – На правах рукоп.

17 теории и практике «железнодорожной колонизации», которая достигла своего расцвета в 1920-х гг. В этот период колонизация Мурманского бе­ рега рассматривалась уже как часть общего экономического развития об­ ширного региона - Карело-Мурманского края. Проекты колонизации Мурмана в 1860-1920-х и 1930-х гг. сущест­ венно различались между собой. Период 1920-х гг. был связан, прежде всего, с проектами так называемой «железнодорожной колонизации», или «канадизации». Мурманский берег в этих проектах утратил свое значение самостоятельного колонизационного района и рассматривался в рамках обширного Карело-Мурманского края, включавшего в себя всю террито­ рию Карелии и Кольского п-ова, прилегавшую к линии Мурманской же­ лезной дороги. В этот период сохранились принципиальные черты колони­ зации побережья, сложившиеся в дореволюционный период: доброволь­ ность переселения, ориентация при отборе колонистов на уроженцев се­ верных регионов. Следует отметить: теория «железнодорожной колониза­ ции» не рассматривала массовое переселение как первоочередную цель колонизационных работ, что отразилось на ее сравнительно малых резуль­ татах. Период 1930-х гг. связан с проведением так называемой «социали­ стической колонизации» Мурманского берега. В это время колонизация Мурмана вновь выделяется как самостоятельное направление. Необходи­ мость быстрого наращивания объемов рыбодобычи, из-за возникших в стране продовольственных трудностей, потребовала форсировать и темпы заселения Мурмана. При этом традиционные источники переселенцев ока­ зались к этому времени исчерпаны или закрыты: переселение с территории Финляндии и Норвегии в начале 1920-х гг. прекратилось, Карелия и Се­ верный край столкнулись с дефицитом собственной рабочей силы и пре­ пятствовали «вербовке» колонистов. В этих условиях власти перешли к принципиальному изменению подходов к колонизации региона - привле­ чению уроженцев районов СССР, ранее не участвовавших в мурманских промыслах, а также «спецпереселенцев» (раскулаченных крестьян). Все это в предшествующий период считалось недопустимым. Следует отме­ тить серьезное идеологическое давление, повлиявшее на изменение соци­ альных ориентиров колонизации. Если в предшествующие периоды в ка­ честве колониста видели, прежде всего, самостоятельного, предприимчи­ вого и обеспеченного промышленника, то теперь главным фактором, опре­ делявшим «пригодность» переселенца к жизни на Мурмане, стало его со­ циальное происхождение. В третьем параграфе рассматривается эволюция законодательной ба­ зы колонизации Мурманского берега в 1860-1930-х гг. Дореволюционное законодательство, касающееся колонизации Мурмана, базировалось в ос­ новном на трех Положениях 1860, 1868 и 1876 гг., которые дополнялись и уточнялись отдельными законодательными актами (Положениями и Мне­ ниями) и общероссийским законодательством (Уставы, Положения, Зако

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz