Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.
должна была быть выработана норма наделения землей, как неустроенных еще в земельном отношении старожилов, так и новых переселенцев и выработаны правила переселения. Выработанный план, после обсуждения направлялся на утверждение и последующее его исполнение. Общим ходом колонизации должен был руководить чиновник от М3.1 Следует отметить, что принципы, изложенные в 1917 г. в данной работе, в полной мере были использованы в деятельности Колонизационного отдела МЖД. Дискуссии нач. 1920-х гг. стали фактически продолжением и развитием идей, обсуждавшихся в предвоенные годы и период Первой мировой войны - на первый план окончательно выходит тема железнодорожной колонизации вдоль линии МЖД. Прообразом «метода железнодорожной колонизации» послужила практика железных дорог Канады, которые вели заселение предоставленных им земель. Идея железнодорожной колонизации широко обсуждалась не только в ведомствах, но и в печати. Еще в 1918 г. в Москве в Наркомате Земледелия, а затем в Петрозаводске, где тогда находилось Управление МЖД, на совещаниях об экономическом оживлении и колонизации Севера была высказана мысль о необходимости активного участия железной дороги в колонизации края. Необходимость выполнения МЖД в общегосударственных, местных и собственных интересах колонизационных задач, далеко выходящих за пределы обычных функций транспортных предприятий, была сформулирована в резолюциях Совещания по Северу, созванного в мае 1920 г. Физико-Математическим Отделением Академии Наук. Однако их предложения в то время не могли быть реализованы, поскольку до 1921 г. дорога находилась в зоне военных действий. Следует отметить, что значение края как источника экономического возрождения страны и МЖД, как пути международного товарообмена и 1 Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги/ Сост. В.И. Рубинский. - Благовещенск, 1917 г. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz