Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.
Уже во Всеподданнейшем докладе министра путей сообщения А. Трепова от 1 октября 1916 г. отмечалось: «Совершенно необходимо приступить к устроению Севера безотлагательно, дабы он мог быть использован особенно для надобностей ближайшего после войны времени».1 А. Трепов обратил внимание также на то, что: «Пробуждение Севера к более интенсивной и промышленной жизни неминуемо должно привлечь новый приток в край населения, как в район дороги, так и вообще на Мурман. Необходимо поэтому ныне же озаботиться разработкой ряда мер для л поощрения и возможно большего облегчения этого переселения». Очевидно, что в данном случае речь шла об освоении Кольского п-ова вообще, а не только его прибрежной полосы. Обсуждение колонизации в районе МЖД не прекратилось и после Февральской революции. В мае 1917 г. Переселенческое управление М3 выпустило сборник «Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги».3 В нем был проанализирован ход колонизации, начиная с 1860-х гг. В целом он был признан неудачным. Причиной были названы «незнакомство с краем большинства как местных, так и высших правительственных учреждений, на которые были возложены заботы о Мурмане, отсутствие определенной политики и определенного плана в проведении мероприятий, следствием чего большинство мероприятий носило случайный характер, или не доводилось до конца и часто являлись не только мало полезными, но иногда и явно вредными, выгодными норвежцам и вообще иностранцам». Для проведения успешной колонизации, по мнению авторов, прежде всего, следовало создать благоприятные условия для развития производительных сил региона. Только при этом условии в нем появились бы сильные предприятия и желающие осесть на постоянное 1РГА ВМФ. -Ф. 418. -On. 1 .-Д . 5171.-Л . 155. 2РГА ВМФ. -Ф. 418. - On. 1. - Д. 5171.-Л . 153. 3Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги/ Сост. В.И. Рубинский. - Благовещенск, 1917 г. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz