Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.

экономическом, так и в политическом смысле, центральная власть стала их ограничивать. При этом, региональные власти, как правило, были настроены более жестко. Негативные последствия колонизации побудили власти к поиску новых средств ее проведения. Так, в кон. XIX в. одним из условий успешной колонизации считали привлечение не переселенцев, а капиталов, государственных и частных, что должно было повлечь за собой развитие промышленности и создать условия для роста населения. Эта идея получила продолжение в теории и практике «железнодорожной колонизации», которая достигла своего расцвета в 1920-х гг. В этот период колонизация Мурманского берега рассматривалась уже как часть общего экономического развития обширного региона - Карело-Мурманского края. 1.2.2. Проекты колонизации Мурмана в послереволюционный период. Проведение МЖД изменило традиционный смысл географических терминов. Если ранее Мурман воспринимался как вполне определенная, изолированная от остальной России территория, теперь он соединяется с внутренними частями Кольского п-ова и Карелией. Термин «Мурман» постепенно начинает применяться для обозначения всего Кольского п-ова, появляется термин Олонецко-Мурманский, и позже КМК, т.е. территория вдоль линии железной дороги, связанная с ней экономически. Это обстоятельство следует иметь в виду при рассмотрении различных предложений, относящихся к колонизации КМК или Мурмана. В этот период их авторы, как правило, имели в виду уже не собственно Мурманский берег, а территорию Кольского п-ова, прилегающую к железной дороге. Поскольку территориальные рамки настоящего исследования включают только Мурманский берег, представляется возможным рассматривать лишь ту часть выработанных ТПКК МЖД проектов, которые относятся непосредственно к Мурманскому берегу с Кольским заливом. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz