Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.
дороги для развития всего Севера России, а также послевоенного восстановления экономики.1 Уже в нач. 1916 г. в связи с проведением железной дороги на Мурман М3 был намечен ряд мероприятий для содействия экономическому и культурному развитию края, в частности, для развития рыбного и морского звериного промыслов, как основы благосостояния края. Для предварительного выяснения вопросов, связанных с осуществлением этих мероприятий, М3 была командирована особая партия в составе старшего специалиста по рыболовству С.А. Тихенко (заведующего партией), практиканта по рыболовству Э.А. Вебермана и техника М.М. Головина. В задачу партии, помимо сбора необходимых сведений относительно колонизации Мурмана, экономического быта населения, условий судоходства и производства промыслов, путей сообщения, кредита и пр., входило обследование и снятие на планы земельных участков, «могущих служить для обработки продуктов моря». Итак, первоначально колонизация Мурмана рассматривалась как средство улучшения благосостояния беднейшей части населения Архангельской губернии. Эта задача подкреплялась и первыми положениями о колонизации, которые сводились к предоставлению колонистам налоговых, финансовых льгот и максимальной свободы деятельности. Это во многом объяснялось невозможностью, а зачастую и нежеланием, вникать в различные сферы деятельности колонистов, что требовало финансовых затрат, отдача от которых по мнению властей была незначительна. Лишь когда результаты действия ряда льгот стали особенно опасны как в 1 Ринек А. К вопросу о Мурманской железной дороге//ИАОИРС. - 1914. - №11; Жилинский А. Несколько слов о железной дороге на Мурман// ИАОИРС. - 1914. - №14; Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги. - Благовещенск, 1917 г.; Чиркин Г.Ф. Колонизационные задачи на Русском Севере/ЯЗопросы колонизации. - Петроград, 1917. - С. 1-14; Он же. Колонизация Севера и пути сообщения. - Петроград, 1919; Пальчинский П. Ближайшие задачи в деле экономического развития Северного Края. - Петроград, 1918. 2ГАМО. - Ф. И-44. - Оп.1. - Д.458. - Л. 18. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz