Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.
финляндцев, злоупотребления в торговле и пр.), привели к возникновению вопроса о мерах, необходимых для успешного развития колонизации. В 1860- 70-х гг. считалось достаточным направление в колонии особых чиновников для руководства колонистами, увеличения размеров ссуд и пособий, развития транспорта и связи и т.п.1 Весьма распространенной была точка зрения, в соответствии с которой достаточно было привлечь на Мурман большое количество переселенцев и создать им благоприятные условия для самостоятельного развития. В соответствии с другой точкой зрения, основой колонизации должно было стать привлечение капитала и создание промышленности, которая должна не только привлечь на Мурманский берег переселенцев, но и обеспечить их прочную оседлость. Следует отметить, что, несмотря на имевшийся в России опыт принудительного заселения отдельных территорий, в отношении Мурмана этот вопрос поднимался крайне редко, и всегда отрицая такую возможность.2 В нач. XX в. значительно возрастает интерес к колонизации в России в целом, что было связано с проведением Столыпинской аграрной реформы и массовым переселением в Сибирь и на Дальний Восток. Еще в конце XIX в. в России все больше внимания начинает уделяться железным дорогам и их возможностям. Именно в проведении на Мурманский берег железной дороги видели перспективу дальнейшего развития всего Северного края. В связи с этим большое внимание к себе привлекает вопрос о железнодорожной колонизации или «канализации», активно обсуждаются ее формы и методы. Особое звучание этот вопрос принимает в годы Первой мировой войны и строительства Мурманской железной дороги. Его обсуждение продолжается вплоть до 1917 г., не прекращается и после Февральской и Октябрьской революций. Главной темой становится возможность использования железной 1Терентиев Г. Из Нотозера //АГВ. - 1868. - №14. 2 Оскерко П. Промысловый Мурманский берег// АГВ. - 1868. - №58; Материалы для разработки вопросов касающихся Севера России. Выпуск первый. Мурман и Беломорские порта. - СПб., 1881. - С. 41. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz