Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.

из неотложнейших задач было составление азбуки на основе местного материала. Малое количество учащихся объяснялось отсутствием в Ура-губе квартир или интерната, из-за чего дети из других становищ не могли посещать школу. В Озерковской школе, обслуживавшей также Эйну, Зубовку и Вайда-губу, преподавали два учителя-финна. Обучение детей местного населения, состоявшего из финнов, лопарей и карел, велось на финском и русском языках. Большая часть детей во время учебного года жила в интернате. В Грязно-губской школе обучение велось полностью на финском языке, русский преподавался как отдельный предмет. Занятия во всех школах начинались 1-13 октября и продолжались до конца апреля - мая. Дольше всего занятия длились в Александровской школе - с 5 октября по 25 мая. В Озерковской школе занятия начались 13 октября и продлились до 30 апреля.1 План по колонизации Мурмана 1930-31 гг. уделял большое внимание школьному и культурно-досуговому строительству. В частности предполагалось построить 10 школ 1-й ступени, 10 изб-читален, 10 клубов, и впервые - 9 спортплощадок. Повсеместно разворачивалась борьба с неграмотностью. К кон. 1931 г. было доложено о проведении всеобщего обучения в Териберском районе, где на 1 ноября 1931 г. было 8 школ. По данным подворных книг 1930 г. грамотность составляла 53.9%.3 Численность школ и учащихся Териберского района. 1931 г. Местонахождение школы Тип Число учащихся на 01.11.31 Териберка ШКМ 155 О. Кильдин 1 ступени 21 Гаврилово - 53 1ГАМО. - Ф. 164. - On. 1. - Д. 40. - Л. 1-30. 2ГАМО. - Ф. Р-162. - On. 1. - Д.322. - Л. 38. 3ГАМО. - Ф. Р-162. - Оп.1. - Д.373. - Л. 43. 244

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz