Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.

карелы резко выделялись своей неграмотностью (60,6 и 61,7% соответственно), тогда как на Востоке грамотность мужчин была значительно выше (58,7 и 46,6%). При этом на Западе уровень грамотности и неграмотности мужчин и женщин был практически одинаков. На Востоке же число неграмотных женщин было в 1,5-2 раза больше числа неграмотных мужчин.1По сравнению с данными 1899 г. грамотность на Мурмане в целом выросла незначительно - с 52,8% до 56,9%. Вместе с тем, налицо были значительные колебания числа грамотных по отдельным районам. На Западном Мурмане произошло падение уровня грамотности с 68,6% до 60,2%. Напротив, на Востоке и по Кольскому заливу он значительно увеличился. По Кольскому заливу рост составил свыше 11% - с 59,9 до 71,6%. Еще более значительным он был на Восточном Мурмане - с 25,8 до 47,0%. Исследователи 1921-22 гг. объясняли понижение грамотности на Западном Мурмане условиями его заселения, в ходе которого переселенцы теряли связь с культурной жизнью на родине и «дичали». Исключение в данном случае составляли норвежцы, которые благодаря морскому сообщению с Норвегией сохраняли связи с родиной и поголовную грамотность.2 Впрочем, очевидно, следует отметить и тот факт, что в 1920 г. была отторгнута та часть Западного Мурмана, где находилось большинство школ (Баркино, Вайда-губа, Земляное, Чалм-озеро). На Западе остались только школы в Александровске и Цып-Наволоке. Начало «железнодорожной колонизации» не решило школьных проблем. Предполагалось, что дети колонистов смогут посещать железнодорожные школы, однако такая возможность была лишь у тех, кто проживал вблизи станций Кола и Мурманск. Остальное население Мурманского берега ограничивалось школами, существовавшими во многом благодаря усилиям местного населения. В докладе зав. Отделом доходов Управления местных 1Там же. С. 15. 2Воленс Н.В. Колонисты Мурмана и их хозяйство. - С. 16-17.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz