Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.

новых жителей было не только ненужным, но и нежелательным, т.к. возникала опасность их массовой безработицы.1 С этой точки зрения переселение на Мурман было возможно только после восстановления его прибрежных «кустарных» промыслов. Для этого следовало удержать уже имевшееся там население и привлечь пришлых промышленников, без участия которых достижение прежнего уровня уловов при имевшейся технике промысла было невозможно. В 1920-х гг. задачи по колонизации КМК были возложены на ГЖТК МЖД. В отношении Мурманского берега основная часть работ приходилась на две структуры комбината - Колонизационный Отдел и Желрыбу (Управление рыбозвериными промыслами). Деятельность Желрыбы должна была обеспечить восстановление, поддержку и развитие кустарного рыболовного промысла, «кормящего не только население океанского л побережья, но и 3-4 тыс. человек пришлого населения». С этой целью Желрыба занималась строительством береговой инфраструктуры, скупкой продуктов промысла у рыбаков и их кредитованием, поставкой необходимых товаров и пр. Впрочем, помимо Желрыбы аналогичные мероприятия проводили и другие организации (СГРТ, местные кооперативы). К 1929 г. наиболее значительными капитальными сооружениями промыслового характера, построенными «Желрыбой», были фактории в Гаврилово, Восточной Лице, Рынде, Титовке и фильтровочная мастерская в Мурманске. Наряду с производственными сооружениями, Желрыба построила также Дом Рыбака в Мурманске, четыре рыбацких общежития для пришлых рыбаков (Гаврилово, Титовка, Цып-Наволок). Кроме того, на Мурмане было построено шесть рыбацких бань (Цып-Наволок, Титовка, 1Арнольдов А. Колонизация Мурмана. Достижения и ближайшие перспективы. - Л., 1924. - С. 35. 2Мурманская железная дорога как промышленно-колонизационно-транспортный комбинат. Л., 1926. С. 8. 3В 1925 г. Мурмане была 21 фактория СГРТ для приема, засола рыбы и вытопки рыбьего жира (действовали только 18, находившихся в ветхом состоянии). В двух факториях имелись салотопенные заводы. ГАМО. - Ф. 132. - On. 1. - Д. 3. - Л. 42, 57, 58. 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz