Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.

вылов мойвы и песчанки для наживки, что отпугивало семгу). В итоге, было решено обеспечивать церковь и школу при ней не через эксплуатацию тонь, а путем выплаты по 1 руб. с промышленной шняки и 50 коп. с каждого промыслового карбаса и елы. В случае невыплаты причт был вправе взыскивать деньги по суду.1В 1898 г. с тони был получен доход в 27 руб. 72 2 коп. Итак, проблемами школ Мурмана были: недостаток финансирования и организации, отсутствие квалифицированных кадров, особенности хозяйствования и жизни колонистов. Также, очевидно, существовала и разница в интересах. Колонисты рассчитывали на получение детьми практических знаний, а церковно-приходская школа не была на них ориентирована. Стимулом для создания церковно-приходских школ и изучения их полного курса могла быть льгота по воинской повинности, уменьшавшая срок действительной службы на два года. Однако колонисты не служили вообще. Разницу интересов могла бы компенсировать обычная светская школа, но, за исключением Александровского городского училища, удаленного от большинства колоний, таковых на Мурмане кон. XIX в. не было. Выбор был только между церковным образованием и полным его отсутствием. Возникает вопрос - нужны ли были такие школы? Представляется, что нужны и, в том числе, именно такие. Учитывая образ жизни колонистов, оторванность населения колоний от традиционной среды, деятельность церковно-приходских школ, как воспитателей православной нравственности, была крайне необходима. Следует также отметить, что именно школы могли бы помочь ассимиляции колонистов, не владевших русским языком. Пример Баркинской школы показывает, что даже ее религиозный характер не был принципиальным препятствием для обучения там детей иных конфессий. Отсутствие школ частично компенсировалось 1ГАМО - Ф. И-80. - On. 1. - Д.2. - Л. 3-3 об. 2ГАМО - Ф. И-80. - Оп.1. - Д.З. - Л. 29.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz