Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.

течение учебного года ученики также нередко отсутствовали на занятиях - «по домашним обстоятельствам», в основном из-за того, что родители забирали их для помощи по хозяйству. Школу посещали далеко не все дети школьного возраста. Количество учеников зависело от числа жителей и их состояния, отношения к школе и вероисповедания. Так, в Гаврилове, при открытии школы 2 октября 1895 г. присутствовало 17 учеников (13 мальчиков и 4 девочки), в последующие 1896-1898 гг. их было только 8, причем преобладали также девочки. В Териберской школе в 1887-1899 гг. училось от 3 до 14 человек, в Баркинской школе в 1889-1898 гг. от 13 до 23 учеников. Обучение в школах было смешанным, мальчики и девочки обучались совместно. Исключением была Баркинская школа, где первоначально учили только мальчиков. Там же было еще одно исключение - в ней учились два мальчика лютеранского исповедания - Аврам Хейке и Осип Грангрут.1 Средства для содержания церковно-приходских школ должны были поступать как от церковного ведомства, так и от прихожан. В реальности, у местного населения часто не было ни желания, ни возможности оказывать <■> помощь школе. Сами колонисты обычно ссылались на бедность, а, следовательно, и помощь их была редка и невелика. Деньги на школьное оборудование и письменные принадлежности, священники брали из церковных сумм, покупали за свой счет или обходились вовсе без них. О материальной базе школ можно судить по сообщениям их заведующих. Гавриловский священник о. Иоанн Зуев писал: «... при школе нашей, не говоря о классных принадлежностях, не имеется даже классной доски; и потому изучение букв, начали мы со складывания букв из спичек». Из отчета о Териберской школе грамоты следовало, что «описи школьного 'ГАМО- Ф. И - І З З .-О п .І .-Д .П .-Л . 152. 2ГАМО- Ф. И -ІЗЗ .-О п . і . - Д . П . - Л . 158 об. 3ГАМО - Ф. И - І З З .-О п .І .-Д .б .-Л . 76. 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz