Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.

были разбросаны по всему побережью, многие состояли всего из нескольких домохозяйств. Возможности содержать в каждой из них школу не было. Адмирал А. Сиденснер отмечал: «число детей школьного возраста в каждой колонии так мало, что нечего и думать о постановке нормальной земской школы».1 Некоторые колонистские общества, в основном финляндские, неоднократно выражали желание иметь у себя школы и даже взять на себя часть расходов, но построить их самостоятельно были не в состоянии. Они даже были согласны отпускать детей для учебы в другие селения, но с обязательным условием, «чтобы при школе устроено было помещение, где дети могли бы остаться в дурную погоду», а сама школа находилась бы недалеко, так как дети помогали им по хозяйству.2 Отправлять своих детей учиться за несколько сот верст (в 1898 г. мальчик из Рынды учился в Ловозерской миссионерской школе, находившейся от колонии в 250 ■j верстах ) решались далеко не все родители. К тому же, отдаленные от большинства колоний, населенных финляндцами и норвежцами, и носившие религиозный характер церковно-приходские школы были в основном непригодны для этой части колонистов. Как вариант решения проблемы предлагалась «подвижная школа, кочующая вместе со своим учителем». О ее необходимости еще в 1884 г. заявлял архангельский губернатор князь Голицын, подчеркивая, что «она могла бы с большой пользой дополнить сферу деятельности постоянных министерских и церковно-приходских школ», и статистическая партия, работавшая на Мурмане в 1899 г. Только после революции 1905-1907 гг. на Мурмане создаются сельские училища, подчиненные Министерству народного просвещения, расширяется их сеть, при сельских училищах создаются интернаты для детей из отдаленных колоний. 1Сиденснер А. Ук. соч. - С. 221. 2Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т. 2, вып. 2. - С. 133-134. 3Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т. 2, вып. 1. - С. 53. 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz