Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.

иностранную колонию, по мнению чиновника, могло привести к тому, что норвежцы «сделаются исключительными обладателями Рыбачьего п-ова и из личных выгод могут тормозить колонизацию на нем».1 2.3. Создание социальной инфраструктуры на Мурмане во второй пол. ХІХ-нач. XX вв. (система образования и здравоохранения). До сер. 1880-х гг. организованной системы школьного образования на Мурманском берегу не было, хотя его официальная колонизация началась еще в 1860 г. Грамотными (умеющими хотя бы читать) обычно были те из колонистов и их детей, кто успел получить начальное образование на прежнем месте жительства. Часть детей колонистов получала домашнее образование, когда грамоте их обучали родители или специально нанятые учителя из соседей. Особенно характерным такое положение было для колонистов финляндского и норвежского происхождения - лютеран, для которых грамотность была обязательной. Среди них, по данным статистических исследований 1899 г., она достигала 80-90%, при 15-20% грамотных православных. Исследования, проведенные в этот год на заселенном в основном русскими Восточном Мурмане, показали крайне низкий уровень грамотности среди местных колонистов. Напротив, среди населения финских и норвежских колоний Западного Мурмана часто грамотными были все жители старше 6-7 лет. Однако, там детей обучали только финской или норвежской грамоте, и далеко не все колонисты выражали желание изучать и русский язык. Решить проблему образования среди колонистов были призваны церковно-приходские школы, сеть которых начала создаваться с сер. 1880-х гг. До 1905-1907 гг. именно они были основой системы школьного ’ ГААО. -Ф.1.-ОП.5. -Д . 1313. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz