Орехова, Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Орехова Екатерина Александровна ; науч. рук. д-р ист. наук., проф. А. А. Киселев ; С.-Петерб. гос. ун-т.– Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 311 с. – На правах рукоп.
позволяли потенциальным переселенцам оставаться на родине. При равных условиях большинство из них, несомненно, выбирали последнее. Колонизация Мурманского берега выходцами из России. Прежде всего, следует отметить, что в документальных источниках и литературе второй пол. XIX в. «русскими» зачастую называли вообще всех колонистов православного вероисповедания, переселившихся на Мурман с территории Российской империи, за исключением Финляндии. Подавляющее их большинство происходило из нескольких уездов Архангельской (Кемского, Онежского и Кольского), и отчасти, Олонецкой губерний. Между тем, помимо русских - поморов, здесь проживали также карелы и кольские саамы (лопари), которые также участвовали в колонизации. Переселение на Мурман каждой из этих этнических групп имело как сходные, так и специфические черты. В Поморье к нач. 1860-х гг. проживали не только поморы, но и карелы, вытесняемые из внутренних уездов Карелии неурожаями, ограничениями на разносную торговлю, введенными в Финляндии. Именно беднейшая часть русских и карел, проживавших в приморских волостях, составила первоначально основной контингент переселенцев на Мурманский берег. Отделить русских от карел по имеющимся документальным источникам порой очень трудно. Кроме того, на Западный Мурман переселялись в основном карелы из внутренних уездов, еще незначительно подвергшиеся ассимиляции, зачастую плохо знакомые с русским языком, что обращало на себя внимание чиновников и путешественников. На Восточный Мурман переселялись карелы из Кемского Поморья, «обрусевшие» еще до переселения и потому внешне практически не отличавшиеся от русских. Прямые указания на национальную принадлежность в документации, как МВД, так и духовного ведомства встречаются довольно редко и не отличаются четкостью. Очевидно, для властей это и не имело особого 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz