Орехова Е. А. Церковно-приходские школы в колониях Мурманского берега в конце XIX века // История церковно-школьного образования в России (XIX – начало ХХ вв.) : материалы международной научной конференции, Шуя, 21 сентября 2012 г. / отв. ред. Т. А. Красницкая. – Шу я: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШПГУ», 2012. – С. 108-115.

Обучение в школах было смешанным, мальчики и девочки обучались совместно. Исключением была Баркинская монастырская школа, где первоначально учили только мальчиков. Там же было еще одно исключение – в ней учились дети лютеранского исповедания - Аврам Хейке и Осип Грангрут. (ГАМО. Ф. И-133. Оп.1. Д.11. Л. 152). Средства для содержания церковно-приходских школ должны были поступать как от церковного ведомства, так и от прихожан. На деле, в отчетах о состоянии школ уезда, нередко отмечалось, что «местное население при всех школах не выказывает особенного сочувствия к школам, во избежание расходов по содержанию школ». Сами колонисты обычно ссылались на бедность, а, следовательно, и помощь их была редка и невелика. Деньги на школьное оборудование и письменные принадлежности священники брали из церковных сумм, покупали за свой счет или обходились вовсе без них. О материальной базе школ можно судить по сообщениям их заведующих. Гавриловский священник о. Иоанн Зуев писал: «Жаль, что при школе нашей, не говоря о классных принадлежностях, не имеется даже классной доски; и потому изучение букв, начали мы со складывания букв из спичек, и метод такой обыкновенный, вполне оправдал свое назначение». Из отчета о Териберской школе грамоты следовало, что «описи школьного имущества нет, т.к. в школе никого имущества не имеется». Единственное, что регулярно пополнялось – библиотеки церковно- приходских школ. (ГАМО. Ф. И-133. Оп.1. Д.1. Л. 17 об., 84 об.; Д.6. Л. 76). Конечно, школы не оставались совершенно без помощи со стороны местных жителей. Так, 2 марта 1897 г. колонисты Териберки на общем сходе единодушно постановили «… отдать в пользование Териберской церкви две семужьи тони. Доходы от их аренды причт должен был расходовать «…на украшение Териберских храмов, а главным образом, на содержание церковно-приходской школы и на другие непредвиденные нужды». (ГАМО. Ф. И-80. Оп.1. Д.2. Л. 2). Периодически встречаются жалобы учителей на родителей, так или иначе препятствовавших обучению детей. Так, учитель Баркинской школы Александр Нохрин писал благочинному о. Алексею Шилову 10 декабря 1896 г.: «… местное население по своей безграмотности не понимает высокую пользу учения, слыша, что монастырь хочет учить четвертый год их мальчиков, решительно в этом отказали». Вернуть учеников за парты помогла только угроза наказания со стороны игумена монастыря. «… Родители, как отдавшие без усердия с начала, они теперь совершенно вредят школе, и вредят немало. Они, не обращая никакого внимания, распустили детей до такой степени, что школьники совершенно не боятся своего учителя и делают ему досаждения и укоры, причиняя беспорядок в школе. А учитель и наказать за это боится: почему же? Потому, наказав ученика Дианова за крик сильный поставил на час на колени и на час после уроков, получил, что отец его три дня не отпускал в школу, ругая меня, и только после разговоров с учителем, опять обязал сына… И другой пример: Григорьев, уличенный в пьянстве и курении табаку, был поставлен на колени: но дерзко отвечал «не встану», и после некоторого времени говорил, что более не будет учиться, на что получил гневные слова учителя: «не желаешь учиться, то убирайся», и он не просил прощения, а с дерзостью бросил книги и ушел. А дома отца его нет (в Норвегии, на неделе будет), а мачехе нет дела до этого. Старшина и сельский староста отказались от помощи, и ничего не скажут отцам, которые по два и по три дня берут учеников в лес на работу и отвлекают для учения, как бы насмехаясь…». (ГАМО. Ф. И-133. Оп.1. Д.9. Л.10-10 об.). Впрочем, возможно, такое отношение к школе было связано с отсутствием результатов, которые рассчитывали видеть родители. Итак, проблемами школ Мурмана были: недостаток финансирования и организации, отсутствие квалифицированных кадров, особенности хозяйствования и жизни колонистов. Также, очевидно, существовала и разница в интересах. Колонистов интересовало получение детьми практических знаний, а церковно-приходская школа не была на них ориентирована. Стимулом для создания церковно-приходских школ и изучения их полного курса могла быть льгота по воинской повинности, уменьшавшая срок действительной службы на 2 года. Однако колонисты пользовались собственной льготой, позволявшей им не служить вообще –

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz