Орехова Е. А. Колонисты Мурманского берега – «свои» или «чужие»? // Этнос. Религия. Общество (в контексте межнациональных отношений) / отв. ред. А. И. Селицкий. – Краснодар, 2013. – С. 248-261.
Чудотворца в Цып-Наволоке, он же продавал свечи и картинки из жизни Св. Трифона редким русским промышленникам, бывавшим в ней не более 2-3 раз за лето, а также проводил за свой счет мелкий ремонт. Католик В.Р. Гулевич был автором и активным проводником идеи о строительстве православной часовни в Голицыно. В Баркинской церковно-приходской школе, несмотря на ее религиозный характер, учились дети колонистов-лютеран. Трифонов Печенгский монастырь, восстановленный в 1886 г. в качестве «оплота и маяка православия», регулярно посещался гостями из Норвегии . 15 Государственная поддержка переселенцев, выражавшаяся в различных льготах и денежных пособиях, не ограничивалась по национальному или религиозному признаку. 16 Хотя критика «иностранных» колонистов особенно часто исходила именно от губернских властей, они получали материальную поддержку и от них, независимо от национальной принадлежности. Так, в 1872- 1873 гг., по указанию архангельского губернатора, колонистам были бесплатно розданы коровы и быки-производители холмогорской породы – основная их часть поступила на Западный Мурман. 17 В списке «поморов, пострадавших при крушениях судов во время шторма в Белом море и Ледовитом океане в сентябре 1894 г.», которым Комитет для помощи поморам Русского Севера выдал денежные пособия, мы встречаем имена и русских, и финских колонистов. 18 С открытием регулярного пароходного сообщения Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства в 1871 г., Мурманский берег становится все более доступным для посещения, в общероссийской печати 15 Орехова Е.А. К вопросу о колонизации Мурманского берега в конце XIX – начале ХХ вв. Обзор религиозной ситуации в колониях Мурманского берега.// IV Ушаковские чтения: Сборник научных статей. Мурманск: МГПУ, 2007. – С. 46-47. 16 К нач. ХХ вв. общероссийское законодательство, определявшее деятельность и положение колонистов на Мурмане, предусматривало следующие льготные меры: освобождение от воинской повинности, несения земских повинностей (на 8 лет с момента переселения), платежа государственных податей, ряда пошлин (гербовой), право свободного ввоза необходимой для промысла продукции (прежде всего, рыболовных снастей), а также беспошлинного ввоза иностранных мануфактурных и колониальных товаров, необходимой на промыслах соли и т.п. СЗРИ. - Изд. 1897 г. - Т. IV. - Устав воинской повинности; СЗРИ. - Изд. 1899 г. - Т. IV. - Устав земской повинности. Прил. К ст. 7 (прим.); СЗРИ. - Изд. 1903 г. - Т. V. - Устав прямого налогообложения; СЗРИ. - Изд. 1903 г. - Т. V. - Устав о пошлинах; СЗРИ. - Прод. 1906 г. - Т. VI. - Таможенный тариф по Европейской торговле. 17 ГААО. Ф. 1. Оп.5. Д. 1132. Л. 58-59. 18 Краткий очерк деятельности комитета для помощи поморам Русского Севера 1894-1898. СПб., 1899. – С. 36.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz