Орехова Е. А. Колонисты Мурманского берега – «свои» или «чужие»? // Этнос. Религия. Общество (в контексте межнациональных отношений) / отв. ред. А. И. Селицкий. – Краснодар, 2013. – С. 248-261.

образованы первые самостоятельные православные церковные приходы в наиболее крупных колониях. Для колонистов-лютеран действовала единственная кирха в колонии Ура-губа, самостоятельный евангелическо- лютеранский приход был образован при церкви в новом г. Александровске только в 1905 г. Представители церковных властей постоянно сталкивались с обычными для Мурманского берега проблемами – отсутствием налаженной связи между колониями и нехваткой средств на разъезды. В результате, паства годами оставалась предоставленной сама себе. Так, члены отряда статистиков, обследовавшие Мурман в 1899 г. сообщали: «пастор… конфирмует отца и мать, затем венчает их и к ряду начинает крестить их детей». 13 В регионах, из которых на Мурманский берег приходили колонисты, активно действовало множество религиозных групп, в той или иной степени не согласных с господствующей церковью – православной в России или евангелическо-лютеранской в Норвегии и Финляндии. В Архангельской губернии наибольшим влиянием пользовались представители различных направлений старообрядчества или раскола. На севере Финляндии и Норвегии было распространено лестадианство. Для всех этих течений были характерны религиозно мотивированная умеренность, неприятие различных новшеств и особенно алкоголя. Влияние нетрадиционных течений лютеранского происхождения в отдельных колониях Западного Мурмана – Земляная, Ура- губа, Червяная и Вайда-губа было довольно сильным и длительным. Это были организованные группы с авторитетными лидерами, способными принимать общие решения и влиять на жизнь отдельных поселений. На этом фоне существование представителей старообрядческих толков в населенных пунктах Мурмана практически незаметно. Их сторонники были крайне малочисленны и влияния на местное колонистское населения не оказывали. 14 Межрелигиозные отношения на Мурмане были вполне мирными. Колонист-лютеранин М. Фридриксен хранил ключи от церкви Св. Николая 13 Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т. 2, выпуск 2. Описание колоний на запад от Кольской губы до границ Норвегии. СПб., 1903. - С. 92. 14 Орехова Е.А. К вопросу о религиозных сектах в колониях Мурманского берега во второй пол. XIX – начале ХХ вв.//VII Ушаковские чтения: сборник научных статей. Мурманск: МГГУ, 2011. – С. 88-92.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz