Орехова Е. А. Колонисты Мурманского берега – «свои» или «чужие»? // Этнос. Религия. Общество (в контексте межнациональных отношений) / отв. ред. А. И. Селицкий. – Краснодар, 2013. – С. 248-261.

беднейшая часть населения приморских волостей первоначально составила основной контингент переселенцев на Мурманский берег. Попытки властей привлечь к переселению жителей севера Кольского п- ова – городское население г. Кола и кольских саамов, успехом не увенчались. Не помогло и то, что на жителей Колы льготы для переселенцев Мурманского берега распространены не были. 11 Они жили достаточно близко к местам промыслов, и их знание позволяло адекватно оценить свои силы и возможности. Именно этого часто недоставало многим переселенцам из Поморья и Карелии. На саамов, пожелавших принять оседлость на Мурманском берегу, были распространены все льготы для колонистов, при этом за ними сохранялись все «угодья и промыслы, которыми они пользовались ранее, ведя полукочевую жизнь». 12 Однако, массового перехода саамов к оседлой жизни в колониях не происходило. Хотя этот процесс официально поддерживался властями, на деле ему препятствовала как специфика традиционного полукочевого хозяйства, так и нежелание низшей администрации и сельских обществ терять налогоплательщиков, уходивших в колонии. На Мурманском берегу вплоть до 1920-х гг. не появилось «лопарских колоний», в отличие от колоний «русских», «карельских», «норвежских» или «финских». Немногочисленные колонисты-саамы растворялись в среде своих единоверцев – православных или лютеран. Все колонисты Мурманского берега принадлежали к двум конфессиям – православию и лютеранству. Хотя Мурман традиционно входил в сферу влияния русского православия, его первыми постоянными жителями, после долгого перерыва стали лютеране – норвежцы, финляндцы и саамы-фильманы. В дальнейшем они стали преобладающей по численности частью населения западного Мурманского берега. Религиозные нужды колонистов и пришлых промышленников удовлетворялись командировавшимися на период промыслов священнослужителями обеих конфессий. Лишь в 1880-х гг. на Мурмане были 11 Дергачев Н.//АГВ. – 1869. - №65; Гулевич В. Р. Мурманский берег в промысловом и санитарном отношениях. Архангельск, 1883. - С. 38; Гёбель Г.Ф. Наша северо-западная окраина – Лапландия. Исторический очерк Лапландии. СПб., 1905. - С. 92. 12 Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. И-52. Оп.1. Д.198. Л. 24.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz